Неужели в Беларуси на самом деле нет частот для спортивного радио?
21.01.2019 12:12
—
Разное
Журналисты попытались выяснить, как устроен радиобизнес в нашей стране.
В октябре 2018 года экс-биатлонистка Надежда Скардино объявила о том, что в Минске готовится к открытию спортивная радиостанция «Спорт ФМ». Инвестором проекта выступила компания Виталия Синицкого «Сигмаполюс», специализирующаяся на строительстве коммерческой недвижимости.
Позже к Скардино присоединилась пловчиха Александра Герасименя. Вместе спортсменки подали документы на регистрацию СМИ в министерство информации. Там, чтобы ускорить процесс, посоветовали обратиться еще и в Администрацию президента. Но это не помогло. 31 декабря из Администрации пришел отказ.
Отказ был основан на том, что, согласно данным министерства связи и информатизации, в Минске нет свободных FM-частот.
По другой версии, у отрицательного ответа имеется и другая подоплека: вместо одной радиостанции Скардино и Герасименя хотели открыть три. Кроме «Спорт ФМ» планировалось запустить радио Europa+ и Energy – аналогичные радиостанции работают в России.
«Спорт ФМ» представлялся учредителями социальным проектом, а Europa+ и Energy должны были стать его финансовыми донорами. Кстати, непосредственно спорту на «Спорт ФМ» отдавалось всего 15 процентов эфирного времени.
Скардино опровергла эту информацию, заявив, что от российских радиостанций оставались лишь популярные названия, а капитал у СМИ полностью белорусский. Следом в схожем ключе высказалась Герасименя.
Чтобы лучше понять систему радиоустройства в Беларуси, Tribuna.com поговорила с экспертом в области белорусского радиовещания, который на условиях анонимности согласился ответить на некоторые вопросы, касающиеся открытия «Спорт ФМ».
- Что надо сделать, чтобы открыть радиостанцию?
– Нужно обратиться в министерство информации Республики Беларусь и получить свидетельство о государственной регистрации СМИ. После обратиться в Государственную комиссию по радиочастотному спектру, которая определит, есть ли свободная частота. Если есть, вам ее выделят.
Когда это произойдет (а это может произойти не сразу), вам выдадут лицензию министерства информации, в которой будет описано, как будет вещать ваше радио. А именно будет ли оно культурно-просветительским, чисто музыкальным или информационным и так далее. В последствии в лицензию можно вносить изменения и дополнения.
Затем необходимо получить лицензию министерства связи, в котором указывается территория вещания, передатчики и так далее. И вот после этого можно начинать вещание. Важно впервые выйти в эфир в течение года с момента получения свидетельства о регистрации СМИ. В противном случае регистрация аннулируется, и придется всю процедуру проходить заново, а частоту могут перехватить.
Иногда между регистрацией СМИ и получением частоты проходит не один год. И чтобы не потерять «место», нужно ежегодно перерегистрироваться в Мининформе. Больше никуда обращаться не надо. И почему спортсменок направили в Администрацию президента, я не знаю.
- Свободных частот действительно нет? Ведь в 2017-м открывались новые радиостанции
– Ресурс ФМ-частот ограничен. ФМ-диапазон – от 87,5 МГц до 108,0 МГц. Вроде бы много, но между станциями должно быть минимум три десятых. Иными словами если одна станция имеет частоту 88,8, то другая должна быть не ближе, чем 89,1. Иначе они будут «наслаиваться» друг на друга и мешать.
Некоторое время назад ФМ-диапазон столицы был полностью заполнен, но когда в стране отменили аналоговое телевидение, часть частот высвободилась, и появились новые радиостанции. Сейчас снова все забито. В Минске функционируют 23 радиостанции, и пока больше мест нет. Ждем, когда от аналогового телевещания откажутся в России и Украине. Это позволит найти новые частоты, но только в областных центрах. Не в Минске.
- Может, какое-то лобби боится пускать новые радиостанции, чтобы не обострять конкуренцию?
– Когда появляются новые станции, меняется конкурентное поле. Это логично и нормально. Другой вопрос сильный пришел конкурент или нет. Это очень важный момент. Говорить о том, что с открытием «Спорт ФМ» на рынке что-то сильно изменится, я бы не стал. А если предполагается, что для финансирования «Спорт ФМ» нужны еще две радиостанции – Europa+ и Energy...
Чем больше радиостанций, тем лучше. Это позволяет более качественно обслуживать аудиторию и создает конкуренцию. Ведь здорово, когда радиостанции могут конкурировать за слушателей, здорово, когда появляются новые форматы, которых еще не было. И, таким образом, радио как отрасль может обслуживать большую аудиторию. Соответственно, вырастут и рекламные бюджеты, которые приходят в отрасль.
- Радио зарабатывает только на рекламе или есть другие варианты?
– Основной источник дохода – реклама. Окупаемость радиостанции за счет рекламы зависит от уровня и рейтинга проекта. Рейтинговые радиостанции – окупаются. Правда, в России работает радиостанция «Рекорд», у которой помимо рекламы существуют еще один источник дохода. На базе радиостанции открыто большое концертное агентство, занимающееся проведением мероприятий. И радио зарабатывает именно этим.
- Радиостанции Europa+ и Energy существуют в России. Спортсменки действительно хотят привести в Беларусь российские проекты?
– Не обязательно. Радиостанции можно разделить на два типа: франшизы и проекты собственного производства. Яркий пример франшизы – «Русское радио», которое открыло в Беларуси «филиал» в 2001 году. Сейчас на станции работают белорусские ди-джеи, сотрудники службы новостей, есть собственное утреннее шоу и другие передачи.
Но в эфире также транслируются и российские программы, иногда появляются московские ведущие. Это синергия. И каждая подобная радиостанция сама определяет соотношение собственного и зарубежного контента. Равно как и количество денег, которые белорусы «платят» за использование имени.
Но надо понимать, что ни одна радиостанция не захочет запуститься здесь, но вещать из Москвы. Это попросту будет непопулярная станция. Она ведь не про Беларусь, не про людей, которые тут живут, а про другую страну. А всем же хочется, чтобы то, о чем говорят в новостях, касалось, трогало и задевало их. Поэтому в случае запуска франшизы логично стараться делать собственный продукт. И чем его будет больше, тем лучше.
Второй вид – собственные проекты, такие как «Радио Минск» и «Альфа Радио». Но иногда бывает и такое, что у собственных проектов названия идентичны с некоторыми зарубежными радиостанциями. Например, «Relax FM».
Подобная радиостанция существует в России, но с белорусской у нее из общего только название. А в эфирах очень мало общего. Такое происходит из-за того, что по нашему законодательству собственник радиостанции может выбрать любое не занятое на территории Беларуси название.
- Радиостанции, работающие как франшизы, могут быть угрозой нацбезопасности?
– Лучше этот вопрос задать тем, кто занимается национальной безопасностью :).
- Спорт популярен среди белорусских радиослушателей?
– В 2014 году проводились исследования в области радио. Белорусам задавались различные вопросы, среди которых был и такой: «Интересен ли вам спорт на радио?» Оказалось, что интерес есть только в части результатов матчей и скандалов с хоккеистами или футболистами. И то в качестве небольшой добавки к общественно-политическим новостям.
Полноценные выпуски спортивных новостей мало кого заинтересовали. Люди хотят смотреть спорт, но не особо хотят слушать. Возможно, это связано с тем, что у нашей аудитории еще не было позитивного опыта от общения с хорошей спортивной радиостанцией.
Мне сложно сказать, может ли реально спортивное радио работать в Беларуси. Я никогда не занимался просчетом этого вопроса, но если мне завтра скажут «Давай создадим радиостанцию», то спорт будет последним, на что я обращу внимание при выборе формата.
Просто потому, что разговорные радиостанции – это очень дорого. Для их функционирования нужно огромное количество людей. Разговорное радио – это когда главное не музыка, а слова. С самого утра в студии должны быть люди, которые будут говорить о спорте.
Также в эфире должны быть гости и эксперты, корреспонденты должны делать прямые включения со спортивных событий, брать комментарии и так далее. Не представляете, сколько людей надо, чтобы это обеспечивать. И каждому надо платить зарплату.
А если мы хотим создать профессиональную радиостанцию, то и люди должны быть очень профессиональными. И зарплаты соответствующими. Да и как спортрадио окупить за счет рекламы, тоже непонятно. Надо отдавать себе отчет, что эта радиостанция никогда не будет в рейтинге на первом месте и у нее никогда не будет сверхдоходов, позволяющих содержать такой штат.
- 500 тысяч долларов в год, о которых говорила Герасименя, хватит?
– Я никогда не занимался финансами, но можно самим посчитать. Отмечалось, что работать будут 30 человек. Прикиньте заработную плату, умножьте на 30, добавьте 50 процентов на налоги и поймете: хватит 500 тысяч долларов или нет.
- А радио вообще сейчас еще слушают?
– Конечно. И количество людей не уменьшается. Просто с развитием новых технологий изменился путь людей к радио. Раньше был только магнитофон, а сейчас есть сайты, мобильные приложение и остальная история, которая позволяет слушать. Радио как было, так и есть. Просто изменился способ слушания.