Как стать лучшим диспетчером МЧС? Осиповчанин Иван Шкурин знает!

Источник материала:  
21.01.2019 — Разное

«Дежурная служба МЧС. Чем вам помочь?»

Быть лучшим в профессии — всегда почетно и ответственно. Но когда просто каждый день качественно исполняешь свои обязанности, можно и не узнать о том, что кто-то работает иначе. А вот участие в конкурсе профессионального мастерства — совсем другое дело. Вот уж где сполна можно оценить не только свои способности, но и позаимствовать секреты успешной работы у коллег!

В числе других возможность себя показать и на других посмотреть в состязаниях «Лучший диспетчер подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» уже третий год подряд выпадает специалисту Осиповичского РОЧС прапорщику внутренней службы Ивану Шкурину.

Как стать лучшим диспетчером МЧС? Осиповчанин Иван Шкурин знает!

— Раньше конкурс на звание лучшего диспетчера проводился только в масштабах страны. Три года назад решили сделать его повсеместным и общедоступным: провести районный и областной этапы с выходом на республику, — рассказывает Иван. — Тех, кто непосредственно принимает все просьбы о помощи, в отделе всего трое — по числу смен. Конкуренция небольшая, умения примерно одинаковые. Попробовать поучаствовать предложили именно мне только потому, что уровень английского языка чуть выше, чем у коллег, а один из этапов конкурса предполагал его использование.

В первый свой «поход» за опытом и наградами Иван занял второе место, хоть и волновался, и переживал достаточно. На следующий год, как уже более опытный участник, немного расслабился, но в числе призеров остался — стал третьим в области. В народе говорят: «Три — на счастье», поэтому никто не удивился, когда в конце 2018 года Шкурин вновь отправился отстаивать честь родного отдела. И снова завоевал второе  место, оставив позади около двух десятков конкурентов. Но этот год стал особенным: осиповчанин стал одним из претендентов на победу уже в республиканском конкурсе. И занял второе место и там!

— В целом областной и финальный этапы оказались похожи: организаторы специально сделали так, чтобы была возможность проникнуться атмосферой и потренироваться, — отмечает Иван. — Всего было по 4 задания. Начинали с наиболее простого — тестирования на компьютере, а все остальное — самая настоящая практика.

Для начала диспетчеры должны были отработать от и до полученные вводные. Конкурсантам организовывали полноценное рабочее место, а из соседней комнаты проверяющие-актеры звонили и на все лады умоляли помочь как можно быстрее. И это не наиболее привычные спасателям ситуации с пожарами: каких только историй не придумывали! Так, на реплику Ивана: «Дежурная служба МЧС. Чем вам помочь?» из трубки стали доноситься просьбы спасти от ос, которые летали во дворе дома. Упрашивания были очень настойчивыми, но тут поступил еще один звонок: нетрезвый мужчина проснулся в задымленном помещении и не знал, как оттуда выбраться.

— Самое сложное, что решать обе задачи предстояло одновременно, — вспоминает Шкурин. — Важно было определить, кто из звонивших приоритетнее, но и про другого ведь нельзя забывать. Да, первый был взволнован и настойчив, но спастись он мог быстро и, главное, самостоятельно: просто зайти в дом и там   укрыться от насекомых. А вот к попавшему в дымовую завесу отправил спасателей.

Кроме этих двух ситуаций, поступали еще и разные мелкие задачи и звонки: организаторы сделали все, чтобы устроить настоящий цейтнот и суматоху. Хотя в реальной жизни еще лет 5 назад такого не случалось в принципе, а вот в последнее время уже каждый из коллег все-таки сталкивался с подобным наплывом срочного-важного.

Аналогичные задачи ставились перед Иваном и на республиканском конкурсе. Любопытно, что устроители финала обязательно использовали привязку к местности, где непосредственно живет и работает претендент на победу. Например, земляк получил вводную, что горит гостиница «Осиповичи», из которой пожарные, направленные туда диспетчером, спасли пятерых австрийцев. Параллельно диспетчеру нужно было помочь такому же количеству тонущих в местном водохранилище — правда, по задумке организаторов, двое из них все-таки «утонули».

А вот самыми интересными, по мнению осиповчанина, оказались последние два этапа: консультация заявителей на русском и английском языках. Кроме работников МЧС, в оценке умения диспетчеров работать с гражданами принимал участие еще и психолог. И, естественно, все условные заявители — с «сюрпризом»: слишком настойчивые, нетрезвые, неадекватные,   растерянные, не умеющие внятно объяснять и т.д.

— Первый из обратившихся якобы тонул в болоте. Но при этом смог позвонить по телефону, чтобы со мной консультироваться, как ему оттуда выбираться. Честно говоря, эта ситуация показалась несколько нелогичной: ну не могу я представить, что кто-то вот прямо в одну минуту сильно завяз в трясине, но умудрился дотянуться до телефона и разговаривать с диспетчером. Кроме того, через небольшой промежуток времени поступил звонок от мужчины, который вез детей в больницу и не мог найти дорогу. Почему-то никакие советы типа остановиться и спросить у прохожих, где он сейчас находится и как оттуда добраться до пункта назначения, по воле организаторов ему не помогали, —усмехается участник конкурса. — Однако пытался во всем разобраться и дать обоим полезные указания, как того и требовали правила этапа. Кстати, на «республике» консультирование оказалось самым напряженным конкурсом: из участников буквально все силы вытянули разными задачами и вопросами — и почти сразу же перешли к консультированию по-английски.

Примечательно, что в англоязычном этапе Иван занял первое место.

— Специального лингвистического образования нет, когда-то учил язык сам — словарного запаса для бытового общения хватает. Во всяком случае, без проблем справился с условным тушением пожаров на «области» и помощью пожилой женщине, которая стояла на остановке и боялась потенциальных негодяев, на республиканском этапе. Кстати, началась подобная языковая практика не так давно — перед чемпионатом мира по хоккею. Тогда нас всех готовили и не забывают навыки регулярно проверять, в том числе и в ходе конкурсов.

Конечно, кроме просто возможности попробовать свои силы и завоевать звание лучшего, участие в подобных профессиональных состязаниях — колоссальный опыт.

— Чтобы проявить себя на должном уровне, пришлось освежить знания и алгоритмы действий буквально по каждой потенциально возможной ситуации: в реальности, к счастью, сталкиваемся далеко не со всем спектром ЧП. А когда уже непосредственно выполняешь задания, думать некогда: нужно помогать потерпевшим, пусть они и условные. Поэтому четко представлять, что и как говорить и делать, необходимо изначально.

Накануне республиканского этапа неделю стажировался в Могилеве. Там посмотрели и решили, что темп работы у меня не совсем подходящий для претендента на победу. И уже через несколько дней тренировок решать все необходимые задачи получалось намного  быстрее. Когда уже после конкурса выходил на работу, все время казалось, что еще что-то сделать забыл: много времени оставалось, хотя все действия уже были совершены. Потом, конечно, вернулся к привычному темпу: нет смысла постоянно находиться в состоянии цейтнота.

Должность диспетчера Иван Шкурин занимает уже около 10 лет, а начинал в 2006 году со спасателя-пожарного.

— Трудно сказать, что где-то легче или сложнее. Пожарные рискуют жизнью и здоровьем, выезжая на происшествия, у них в разы больше физической нагрузки. Диспетчеру же приходится принимать важные решения, от которых порой зависят чьи-то жизни, координировать деятельность подразделений, ориентироваться в ситуации, не находясь на месте происшествия. Но в любом случае мы делаем одно дело, и не важно, есть у кого-то достижения в профессиональных конкурсах или пока еще нет. Главное, чтобы все знания и умения реализовывались на практике, и в профессионализме своих коллег я уверен.

Мария ТАЛЕЙКО. Фото автора.

←«Люди злы и разочарованы». Борцы с бедностью заявили о росте имущественного неравенства

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика