«Рынков скоро не будет». Чем живут предприниматели, которые 3 года назад выходили на митинги

Источник материала:  
19.01.2019 09:05 — Разное

Прошло три года, как власти запустили «главного врага» предпринимателей, — 222-й указ. Документ обязал тех, кто торгует импортными товарами легпрома, обзавестись сопроводительными документами. Тогда многие ипэшники грозились закрыться, уехать работать в Россию, некоторые выходили на митинги. Отдельные ИП так и поступили — «ушли на покой», но большинство сжали зубы и продолжили трудиться в новых условиях. Потом добавилась новая проблема — конкуренция со стороны азиатских магазинов с дешевыми товарами.

Журналисты TUT.BY прошли по торговым центрам и посмотрели, как живется и работается ИП, которые занимаются розничной торговлей, и которые к 2028 году, по прогнозам, должны исчезнуть как динозавры класс.


Минск: «Предпринимателей все меньше, а торговых площадей то же количество»

В Минске ситуация с торговыми центрами, предназначенными для ипэшников, неоднозначная. В то время как одни практически уже вымерли — там нет ни продавцов, ни покупателей, другие заполнены до отказа.

— На конец прошлого года заполняемость у нас была почти 100%, — рассказали нам в товариществе собственников торгового центра «Силуэт».

О том, что проблем с заполняемостью у них нет, сказала и администратор торгового центра «Немига 3». «У нас занято 99% торговых площадей, — сказали в ТЦ. — Свободных точек практически нет. Если что-то освобождается, то быстро находится другой арендатор. У нас никогда торговые площади не пустовали, максимум 5−6 точек бывало свободно».

Кстати, продавцы торгового центра «Немига 3» отмечают, что проходимость в торговом центре хоть и достаточно большая, но посетители в последнее время покупки стали делать реже. «Переезжать отсюда конечно же мы никуда не собираюсь, да и некуда, — сказала одна из продавцов одежды в ТЦ. — Это лучший вариант в Минске».

— Из 150 магазинов пустует только 5, — говорят в «Европе». — Кто-то уходит, кто-то приходит, поэтому несколько свободных магазинов всегда есть. Стоимость аренды квадратного метра торговой площади от 10 до 25 евро. Аренда острова обойдется дороже — 30 евро за квадрат.

Сами предприниматели говорят, что арендовать сейчас в Минске хорошее торговое место довольно сложно.

— Если торговый центр с хорошим трафиком, туда не пробиться — там пул арендаторов и арендные ставки сумасшедшие, — рассказывает один из предпринимателей, который торгует на втором этаже торгового центра «Экспобел». — А туда, где аренда подъемная, и сам не поедешь — половина пустых мест и поток покупателей никакой.

Ситуация с заполняемостью ТЦ может изменяться, говорят эксперты, потому что «предприниматели — это не сетевые магазины, которые вкладывают деньги в помещение. Ипэшник по сумкам вещи сложил и переехал в другой торговый центр, где условия работы для него более выгодные».

Весь репортаж из ТЦ Минска читайте здесь

Брест: «Наше предпринимательство просто умирает»

Оплотом брестских вещевиков всегда был рынок за ЦУМом. Сюда тянулись горожане еще в «добутиковую» эпоху. Между рядами косяками ходили покупатели, а продавцы только и успевали вывешивать товар. В последние годы на рынке стало заметно свободнее. Клиентские реки обмелели до ручейков, но шеренги ипэшников пока не редеют.

— Люди пока работают, не закрываются, но и ряды предпринимателей не пополняются, — рассказала TUT.BY предприниматель Елена Кустус. — На нашем рынке места все заняты, но есть рынки, которые пустуют.


По словам собеседницы, главные проблемы, с которыми сталкиваются нынешние ипэшники, — это необходимость сертификации, снижение покупательской способности и азиатские магазины, которые торгуют товарами невысокого качества по низким ценам, пользуясь двухгодичным мораторием на проверки.

— Тут все вкупе. Наше предпринимательство просто умирает. Как таковых рынков скоро не будет. Людям тяжело. Условия с этой отчетностью… Нам все говорят, что упрощают нашу деятельность, а на самом деле никакого упрощения. Отчетность большая у предпринимателя, с документами много работы. Одному человеку просто тяжело все это тянуть, — говорит Елена.

В торговых центрах города «предпринимательского исхода» пока не наблюдается. Хотя и здесь витает дух отчаяния. Бутиков становится все меньше, а на их место приходят развлекательные центры.

— Покупательская способность у людей упала. Мы же видим — людей меньше. Не только у нас. Это везде, — сообщил директор ТЦ «Клондайк» Владимир Жук. — Но люди работают. Если раньше зарабатывали, то сегодня, может быть, достают из копилки то, что раньше заработали. Ситуация сложная. Но вот в сфере оказания услуг и развлечений, наоборот, прирост. Они как-то держатся нормально. А торговля выживает.

Ситуация, говорит, обостряется еще и тем, что белорусским ипэшникам приходится конкурировать с азиатскими магазинами.

— А наши предприниматели работают по документам. У всех накладные есть. Все прозрачно. (…) Уже они и привыкли к этим документам. Ныли, конечно, поначалу, но уже изучили все, научились, — отметил Владимир Жук.

Директор торгового центра также подчеркнул, что «пока ипэшники массово из своих бутиков не бегут».

— Новые не выдерживают конкуренции, а те, кто 20 лет назад открылись, еще держатся. У них есть еще какие-то наработки, есть деньги на товар. Не скажешь, что зарабатывают сейчас какие-то баснословные «бабки». Так, на хлеб. Если человек открыл свое дело 20 лет назад, то не пойдет он уже лопатой работать.

Предприниматель Ольга продает в ТЦ «Клондайк» обувь. Семейный бизнес открыл около 20 лет назад ее муж.

— Муж занимается документацией, а я здесь работаю. Если бы он вместо меня работал, то нужно было бы кого-то еще нанимать, чтобы занимался бумагами. Казалось бы, ИП — это не какое-то большое производство, но все равно постоянно изменения происходят, — отметила собеседница.

По словам Ольги, бумаги — не главная проблема их бизнеса. Куда больше забот мелкорозничным продавцам обуви доставляют крупные торговые сети, которые отбирают клиентов.

— Очень много людей забирают крупные магазины. Пусть там качество хромает, но можно купить не одну, а две пары по цене одной нашей. Сейчас человеку не столько важно, какая обувь, важно, чтобы было в чем-то ходить и во что ребенка обуть. Заработные платы у людей снизились. Раньше люди к нам приходили, когда хотели обувь получше. Теперь они рассчитывают на ту сумму, которая есть. Люди уже не приходят и не смотрят модели, а сначала спрашивают какая цена.

Весь репортаж из ТЦ Бреста читайте здесь


Витебск: «Сейчас нет смысла содержать 5−10 точек, как раньше»

Торговый центр «Эвиком» в Витебске, который некогда был одним из самых посещаемых в городе, сегодня переживает не лучшие времена. Покупателей в будни тут негусто, впрочем, в выходные их ненамного больше.

— У меня уже второй день ноль в кассе. Покупателей практически нет. Что поделать, кризис у нас в головах… — грустно улыбается один из ипэшников.

По наблюдению мужчины, с «Эвикома» ушло «примерно 50%, а то и 60% предпринимателей»:

— Сейчас нет смысла содержать 5−10 точек, как раньше. Сейчас каждый сидит в своем уголке. Во-вторых, был период, когда народ отсюда просто разбежался. Предпринимателей переманили на другие рынки, предложив более приемлемую стоимость аренды. Кроме того, народ с «Эвикома» «соскочил», так как года 4 назад, когда вступил в силу указ № 222 о сертификации импортного легпрома, тут вечно проводились какие-то «митинги», собрания.


Доходы владельцев торговых точек, по словам собеседника, значительно упали:

— Раньше можно было реально заработать, даже сколотить какой-то капитал. Можно было позволить себе хорошо питаться, покупать крупные вещи и технику, откладывать на отдых за границей, на приобретение жилья. Сейчас же денег хватает на питание и скромную жизнь. Если есть работники — то еще и им на зарплату. Отложить уже ничего не получается. Какой-то финансовый уровень поддерживается, но не у всех. Если доход предпринимателя в торговом центре составляет 1 тыс. долларов — это уже очень хорошо. При этом много расходов: обслуживание транспорта, содержание торговых объектов и т.д.


Сейчас «Эвиком», по мнению индивидуального предпринимателя, «чуть-чуть возрождается»:

— Сюда пришли крупные арендаторы, заполнили пустые пространства, открыв детские аттракционы, разные сервисы и т.д. А раньше второй этаж был полупустой. Однако в торговом центре есть интересные, проходные места — и за них даже идут небольшие бои. При этом часть мест на периферии не пользуется спросом: там закрытые роллеты.

Индивидуальный предприниматель считает, что главная беда государственных рынков — в том, что они не могут быстро отреагировать на какую-то ситуацию:

Местные ипэшники хвалят работу витебского торгового центра Green: «Там администрация делает все для того, чтобы привлечь покупателей».

— Торговля уже не та не только на «Эвикоме», но и в других крупных торговых центрах в Витебске. Много пустых роллетов в «Беларуси», в «Европе». Конкуренцию «ипэшникам» составили так называемые «тюбетейки» — магазины, где продают копеечные товары из Средней Азии. А молодежь сейчас часто по магазинам вообще не ходит: покупает вещи через интернет, — говорит покупательница «Эвикома»

Класс ИП, занимающихся мелкотоварной торговлей, сокращается не только в Беларуси, но и в соседних странах. Такое мнение выразил исполнительный директор ОО «Ассоциация нанимателей и предпринимателей Витебской области» Владимир Лукьянов:

— Часто посещаю в Польше выставку промышленных товаров, где в крупном торговом центре, типа нашего «Эвикома», представляют свою продукцию различные предприятия, организации. Их минимальная арендуемая торговая площадь составляет 50 кв. м и более. Мелких предпринимателей нет, хотя еще в 2010-м в этой выставке их участвовало очень много.

Владимир Лукьянов считает, что «тем ИП, которые работали в 90-е, сегодня сложно встроиться в новые экономические условия. Свое влияние на их деятельность оказал Указ № 222, ограничивающий ввоз несертифицированной продукции легкой промышленности из соседних стран. Это обезопасило наших граждан, но многие ИП не смогли перестроиться».

Весь репортаж из ТЦ Витебска читайте здесь

Гомель: «Заработка хватает на то, чтобы просто жить»

В будний день в гомельском торговом центре «Секрет» немноголюдно. «Но и в выходной теперь не больше», — неохотно отрываются от сканвордов и экранов смартфонов продавцы.

— Сегодня продал одну пару. Вчера тоже одну. А позавчера — ни одной, — жалуется продавец спортивной обуви Александр, но тут же и поясняет, что вообще-то январь и в лучшие времена не был удачным месяцем. Поэтому нервничать и переживать о плохой торговле смысла пока нет.

Самое главное, отмечает продавец мужских деловых костюмов Наталья, что «перестали душить проверками». «Налоговая, да и все органы идут навстречу. Поняли, что на конфликте работы не будет. И мы это ценим», — говорит Наталья.


Владелица торговой точки по продаже сезонной одежды Ирина считает что ипэшникам как классу осталось лет пять. Еще в 2014 у нее было 5 точек. Потом — три. Теперь бизнес сжался до одного роллета. Раньше держала несколько наемных работников, сейчас торгует сама.

— Заработка хватает на то, чтобы просто жить. Ничего лишнего позволить не можешь. Очень большие ввозные НДС, налог бывает и 120 рублей, коммуналка — 300 рублей, 1300 евро аренда. Зимой куртками еще что-то зарабатываешь, а летом шортами да майками — тяжело. Да и если бы покупали еще… Сейчас у кого есть деньги — едут одеваться в Европу, а у кого нет — идут к сетевикам.

Сергей в ТЦ «Виктория» торгует брендовой одеждой белорусских, российских и украинских производителей с национальным колоритом. И не жалуется. Открыл ИП год назад и пока всем доволен.

— Если посмотреть статистику за год, то с каждым месяцем дела все лучше. Вероятно, это связано с тем, что я занял определенную нишу, мой товар эксклюзивный, — предполагает новенький.


Весь репортаж из ТЦ Гомеля читайте здесь

Гродно: «Не покупает сейчас народ дорогие тряпки, ему что подешевле»

Гродненский рынок «Корона» открылся в 2004 году. Изначально это был крытый рынок, состоящий из пяти одинаковых залов с небольшими боксами. Со временем здесь все изменилось. В зале «А» поселились супермаркеты, залы «Б» и «Д» стали большими торговыми центрами. Два зала остались за ипэшниками. Но и здесь идет модернизация. Сейчас реконструируют часть зала «В», где должен появится салон мебели и интерьера.


Ипэшники внимательно следят за изменениями и относятся к ним неоднозначно. Одни говорят, что все это поспособствует привлечению сюда большего количества покупателей — и жить станет веселее. Другие уверяют, что все эти изменения из-за того, что ипэшников просто становится меньше и с площадями надо что-то делать.

В администрации же уверяют: торговый комплекс трансформируется с учетом меняющихся реалий.


— От формата рынка мы бы не хотели полностью отказываться — здесь есть свой покупатель. К тому же рынок — это развиваемый ресурс даже в нынешних условиях. Со спадом последних лет на местных рынках, на них все равно работает, наверное, в сотню раз больше субъектов, чем в торговых центрах Гродно. Рынки показали свою жизнеспособность: они видели фараонов, а ТЦ — нет, — отмечает гендиректор ИООО «Корона» Кирилл Дорошук.

По его словам, сейчас и в крупных торговых центрах прослеживается тенденция добавлять «рыночные» элементы в виде ярмарок или ремесленных рядов. «Однако перекоса в сторону рынков, возникший в 90-х годах, когда они выполняли в том числе и серьезные социальные функции, уже нет», — говорит Кирилли Доорошук.

В администрации уверены, что к новым реалиям надо привыкнуть, в том числе и предпринимателям. Однако они, кажется, привыкать не спешат. Или — не могут.


— Не покупает сейчас народ дорогие тряпки. Ему что подешевле. Зато на еду, видимо много тратит: приходят ко мне красавицы и говорят, что тут поправились, здесь поправились… Перемеряют все, а ничего не купят, — говорит Зинаида. Женщина уже несколько лет торгует платьями в одном из залов «Короны». Работает с удовольствием, только выручка совсем не радует.

 — Сегодня было несколько примерок. И всего две покупки, — вторит ей другая ипэшница и рассказывает, что несколько лет назад, конечно, торговля шла веселее, а сейчас и «100 долларов не заработаешь» после оплаты арендной платы и внесения обязательных платежей.


Вспоминают местные предприниматели и экономический кризис, который повлиял на покупательскую способность, и открытие большого торгового центра неподалеку, который, конечно, забрал у «Короны» часть покупателей, и введение обязательной сертификации. Именно тогда, три года назад, как говорят в администрации торгового центра, случился основной отток предпринимателей. Да и прошлый год для самого большого крытого рынка региона выдался непростым.

—  Однако нам удалось за год сдать в аренду более 1100 квадратных метров площадей. Также мы ввели в эксплуатацию обновленный зал «Д», где помимо магазинов работает спортивно-развлекательный центр. Что касается индивидуальных предпринимателей, то сейчас на рынке работает 367 ИП и есть тенденция (пусть и очень скромная) к увеличению их количества, — говорит Кирилл Дорошук.


Весь репортаж из ТЦ Гродно читайте здесь

Могилев: «Покупатели ушли в сэконд-хенды — у народа нет денег»

Торговый центр «Магнит» в Могилеве занял удачную позицию: центр города, проходное место, поток потенциальных покупателей не иссякает даже вечером — красота. «Ага, была когда-то», — поправляют и грустно улыбаются продавцы.

Говорят, проблема сейчас даже не в том самом указе № 222 — к таким условиям работы ипэшники уже привыкли и даже не особо жалуются. Покупатели ушли в сэконд-хенды — вот в чем беда, разводят руками предприниматели.


— Пока люди за свою зарплату могут позволить себе только оплату коммуналки, детского садика и выживать на хлебе без масла до следующей получки, то будут донашивать одежду за европейцами. А мы, предприниматели, будем жить так же, а то и еще хуже, — говорит один из продавцов и уточняет: это не пессимизм — здравая оценка ситуации.

Ее коллега Маргарита в предпринимательстве уже лет двадцать: она сама торговала на рынках, была владелицей нескольких точек продажи одежды. Теперь осталась одна, где она работает сама.

— Я в торговом центре с самого его открытия — когда рынки стали закрывать, — говорит женщина. — И за это время покупательский спрос упал в разы. Вот как кризис случился, как доллар взлетел и зарплаты упали, так и покупателей стало меньше. Если раньше можно было что-то просчитать, спрогнозировать — перед Новым годом, например, перед 1 сентября, — то сейчас поток покупателей равномерно маленький.


Причин в этом предпринимательница видит две: первая — маленькие зарплаты белорусов, вторая — изменившееся отношение к одежде. Уточняет: по ее наблюдениям, сейчас люди вкладывают средства в крупные покупки — машины, квартиры, которые берут в кредит, — стараются съездить на отдых за границу. А вещи носят несколько сезонов. При этом купить добротные и более дорогие могут позволить себе не все.

Весь репортаж из ТЦ Могилева читайте здесь

←Александр Лукашенко не видит оснований менять внешнеполитический курс Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика