Белорусы переключились на российские и китайские автомобили
В течение 2018 года в Беларуси было продано почти 53 тысячи новых автомобилей, сообщили представители Белорусской автомобильной ассоциации.
Неожиданный рост
"В прошлом году члены ассоциации продали 52 835 автомобилей, что на 54% больше, чем в 2017-м. Если разделить эту цифру на рабочие часы автосалонов, то получается, что в Беларуси новый автомобиль продавался какждые 2,2 минуты", - отметил член правления БАА Дмитрий Ярота.
Из этой цифры 48 817 составили легковые автомобили, и именно этот сегмент рынка вырос больше всего. Еще 4018 единиц пришлось на легковые коммерческие модели.
Впервые в истории страны показатель обеспеченности населения автомобилями составил 5 единиц на 1 тысячу жителей, что, впрочем, все еще значительно ниже, чем, к примеру, в России (10 на 1 тыс.).
"Для нас, для дилеров и для автопроизводителей такой показатель роста оказался неожиданным", - прокомментировал статистику председатель правления ассоциации Сергей Михневич. Главным фактором, по его оценке, стала доступность для покупателей инструментов финансирования - с начала прошлого года стали доступнее кредиты и лизинг на покупку новых авто. "Впервые новый автомобиль, учитывая финансовые услуги, уровень сервиса, отсутствие риска, как в случае сделок по автомобилям с пробегом и т.п., стало выгоднее покупать, чем подержанный.
Прирост наблюдался как в сегменте физлиц, так и юрлиц. На последних пришелся 41% рынка, рассказал С.Михневич. "Финансовая ситуация в стране дала возможность директорам предприятий с оптимизмом смотреть в будущее и подтолкнула их к обновлению автопарков. Предыдущие три года формировался отложенный спрос", - отметил председатель правления БАА.
Самые продаваемые марки
В топ-10 самых продаваемых марок вошли: Renault (11 310), LADA (10 481), Volkswagen (6933), Geely (3304), Škoda (3243), Nissan (3091), Kia (2682), Hyundai (2448), GAZ (2392) и Ford (1110).
При этом в абсолютных цифрах продаж самый большой рост показали российская LADA (на 6972 реализованных экземпляра больше, чем в прошлом году) и китайский Geely (+2824). Представители ассоциации охарактеризовали такие показатели как "прорывные". "LADA приросла больше всего и вышла на второе место по продажам, в последний раз такое было, наверное, в 1990-х", - подчеркнул Д.Ярота.
К примеру, годовой рост продаж нового лидера в популярном B-классе, LADA Vesta составил 776% (5269 машин) от позапрошлогоднего результата. А в категории SUV-C "китаец" Geely Atlas показал четырехзначный прирост - 1158%, достигнув 2315 экземпляров.
Интерес к российским и китайским автомобилям в первую очередь обеспечивался их ценой, отметили в БАА, добавив, что в 2018-м более двух третей продаж новых авто производилось в рамках кредитных или лизинговых программ.
Для продолжения стремительного роста оснований нет
"Потенциал дальнейшего роста, в случае, если в стране сохранится финансовая стабильность, есть. Однако наивно и опрометчиво ожидать в 2019-м такого прироста, который произошел в в прошлом году. Наш оптимистичный прогноз - плюс 10-15% от нынешнего уровня", - подчеркнул С.Михневич. "Первым "черным лебедем" стал необычно незначительный прирост в декабре - менее 10% к ноябрю", - рассказал председатель правления.
Доходы белорусов не растут такими темпами, чтобы прошлогодняя динамика на рынке новых авто сохранилась, участились отказы по кредитам, растет закредитованность населения, отмечают в БАА. Еще одним негативным фактором является рецессия на рынке РФ, с которым Беларусь тесно связана.
По прогнозу ассоциации, в течение года новые автомобили могут подорожать на 5-10%. Произойдет это уже весной, когда дилеры распродадут свои складские запасы. При этом, какие-то из дилеров повысят цену одномоментно, а часть будет делать это поквартально, отметили в БАА.