Иконки и смайлики как угроза "белорусской модели"
15.01.2019 10:43
—
Разное
Обычная картина. Но о чем она свидетельствует — о прогрессе или деградации? Статистика на стороне прогресса. В 2009 г. число абонентов сотовой подвижной электросвязи в Беларуси превысило численность населения. А в 2017 г. на 100 человек приходилось 120 абонентов.
«Если мальчик любит труд, — писал поэт Владимир Маяковский, — тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут: он хороший мальчик». Современные мальчики и девочки едва ли не с пеленок начинают тыкать пальчиками в компьютеры, смартфоны и планшеты.
Какая эпоха, такое и тыканье. В 1919 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «О ликвидации безграмотности». В наши дни аналогичного декрета о ликвидации компьютерной безграмотности никто не принимал. Упущение, однако... Тем не менее база для цифровизации экономики в стране сформировалась сама собой и без привлечения бюджетных средств.
Когда моя жена, преподаватель одной из минских школ, осваивала смартфон, то за советами она обращалась к ученикам младших классов. К старшеклассникам обращаться было как-то неудобно.
Вот такая метаморфоза. Новые практики ученики осваивают намного легче и быстрее учителей. В результате ученики и учителя поменялись местами. Но в чем причина: в особенностях современных детей или в особенностях современных практик?
«С утра выпил — весь день свободен»
Родители, а чаще дедушки и бабушки, умиляются, глядя на успехи детей и внуков в освоении электронных гаджетов. На фоне собственных трудностей иного объяснения, кроме неординарных способностей своих чад, они предложить не в состоянии и потому так легко принимают желаемое за действительное.
Для понимания парадокса нам придется обратиться к… Библии: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Последующие события хорошо известны. Наши прародители божью заповедь нарушили и были изгнаны из рая в мир, в котором им пришлось непрерывно делать выбор между добром и злом. В раю ни потребности, ни возможности выбора у них не было. Между чем и кем они могли выбирать в отсутствие добра и зла?
Рай, таким образом, — место, где отсутствует выбор. Это его главная характеристика. Животные не делают выбора, и человек природной (естественной) потребности в выборе не испытывает. Напротив, он готов на многое, вплоть до суицида, чтобы избавить себя от необходимости выбирать.
Вот почему идеологии (как религиозные, так и светские), обещавшие освобождение от личного выбора, так легко овладевали и продолжают овладевать массами. Вновь обращусь за комментарием к поэту, но на этот раз к Владимиру Высоцкому:
А перед нами все цветет,
За нами все горит.
Не надо думать — с нами тот,
Кто все за нас решит.
Веселые — не хмурые —
Вернемся по домам, —
Невесты белокурые
Наградой будут нам!
За нами все горит.
Не надо думать — с нами тот,
Кто все за нас решит.
Веселые — не хмурые —
Вернемся по домам, —
Невесты белокурые
Наградой будут нам!
Разумеется, существуют и многочисленные индивидуальные техники, позволяющие освободиться от выбора. На медитации останавливаться не буду. Оставим ее Востоку. Нашему человеку медитацию заменяет алкоголь. «С утра выпил (пивка хлебнул) — весь день свободен». Гениальная формула! Лучше и не скажешь.
Той же цели служат и современные электронные гаджеты. Человеку, неспособному структурировать собственные мысли, они предлагают подключиться к внешнему ритму (музыка, падающие фигурки в тетрисе и его аналогах). В доэлектронное время в качестве источников внешнего ритма служила текущая вода и огонь, на которые смотреть можно бесконечно.
Человеком не рождаются. Человеком становятся в процессе социализации. Хорошо известны примеры с так называемыми Маугли. Лишенные в раннем детстве человеческого общения, они оказываются неспособными мыслить, следовательно, и делать выбор.
Смайлики вместо текста
Электронный гаджет защищает ребенка от мира взрослых, от мира, в котором необходимо делать выбор. Экран позволяет без каких-либо усилий переходить от картинки к картинке, ни на одной не задерживаясь. Такое свободное блуждание формирует «клиповое мышление». Оно не нуждается в словах. Не исключено, что вопрос: «На каком языке Вы думаете?» — через 2—3 поколения потеряет смысл. Думать люди будут не словами, а «картинками».
Но те, кто в силу своего возраста к столь фундаментальным изменениям не готов, воспринимают разрушение цивилизации слов как катастрофу. Предоставляю слово специалисту в области нейронауки и психолингвистики, доктору биологических наук, профессору Татьяне Черниговской:
«Мне рассказывал преподаватель физфака, что если он дает задачу студентам, а это победители олимпиад, где задание один абзац, они не могут его прочесть. Я очень плохо отношусь к социальным сетям — это вирус. Это страшно меняет личность. У подростков, которые в них сидят, нет опыта реальной жизни. Как они собираются жить?»
Свой вклад в формирующийся ужастик внес и отчет «30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata», опубликованный в марте 2017 г. Ограничусь двумя выводами из раздела «Обработка информации»:
«Современные молодые люди «родились с кнопкой на пальце». Для них онлайн — ведущее определение реальности, которое формирует тренды. В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель информатики. Раньше такого не было».
«Молодые люди воспринимают краткую и наглядную информацию. Так, средний период концентрации представителя поколения Z (родившиеся после 1995 г.) на одном объекте — восемь секунд. Информация потребляется маленькими порциями, при этом иконки, смайлики и картинки часто заменяют текст».
Но так ли уж страшен черт, как его малюют те, кому сегодня за 40? За работу со словом отвечает левое полушарие мозга, за работу с образами («картинками») — правое. Но правое полушарие отвечает и за творчество. Поэтому не стоит удивляться, что в современном левополушарном мире даже в самых продвинутых культурах доля творческих людей не превышает 5%.
В мире слова господствуют иерархии, на которых держатся все тоталитарные и авторитарные режимы. Поэтому перспективы у «белорусской модели» и ее аналогов не просматриваются. «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне»… Ни моим сверстникам.