И на Марсе будут буровые. С какими грандиозными планами человечество вступило в новый год
14.01.2019 17:31
—
Разное
Частники в космосе, такси без водителей, летающие автомобили и интернет с неба. Какие главные события в мире науки и технологий ожидаются в 2019 году?
Нам не дано знать, когда и на кого упадёт судьбоносное яблоко или из какой ванны прозвучит неожиданное "Эврика!". Однако научно-технический прогресс поддаётся прогнозированию, и даже сегодня, когда с начала года прошло лишьпару недель, можно предугадать, какие прорывы нас ждут в 2019-м.
Частный космос
В июле у NASA появится повод открыть бутылку лучшего шампанского — 20-го числа исполнится ровно 50 лет со дня высадки экипажа "Аполлона-11" на Луну. Символично, что на юбилейный 2019-й запланирован ряд миссий по изучению земного спутника, но американское космическое агентство на сей раз ни при чём. Аппараты, которые отправятся туда, будут нести флаги Китая, Индии и Израиля. Более того, один из них уже прибыл к месту назначения.
3 января китайская исследовательская платформа Chang’e-4 с луноходом Yutu-2 совершили историческую посадку на обратной стороне Луны. Теперь им предстоит сфотографировать местность, изучить грунт, оценить перспективы ведения здесь радиоастрономических наблюдений, а также проследить за развитием привезённой с Земли замкнутой экосистемы в условиях слабой гравитации. Так что впереди нас ждёт немало интересных новостей о ходе миссии и её результатах, каждая из которых будет сопровождаться пометкой "впервые с обратной стороны Луны".
На этом Китай не остановится. В декабре к Луне устремится новая станция Chang’e-5, цель которой — сбор образцов грунта и минералов с их последующей отправкой на Землю. Это конечно, не первый случай в истории, но подобные миссии не проводились с середины 70-х годов прошлого века.
Не менее любопытными выглядят и планы индийцев, которые с начала текущего десятилетия пытаются запустить межпланетную станцию Chandrayaan-2. В рамках миссии они собираются доставить к Луне орбитальный и посадочный модули, а также луноход. Когда проект реализуют, Индия станет четвёртой страной, чей космический аппарат совершит мягкую посадку на естественном спутнике Земли.
Впрочем, страна рискует уступить это достижение Израилю. Посадочный аппарат Beresheet, разработанный местным стартапом SpaceIL, должны запустить уже в феврале. Помимо изучения магнитного поля Луны в перечень его задач входит установка там израильского флага.
А пока на Востоке готовятся к масштабному изучению ближайшего к Земле небесного тела, европейцы собираются заглянуть за границы Солнечной системы. В октябре-ноябре ESA запустит новый космический телескоп Cheops, предназначенный для изучения экзопланет. Астрономы будут нацеливать Cheops на звёзды, у которых точно есть свои миры, а данные, получаемые с телескопа, позволят учёным делать выводы об их составе.
Так что с нынешнего года на службе человека окажется сразу два охотника за экзопланетами, обитающих в космосе. Другой аналогичный аппарат TESS в прошлом году запустило NASA, а значит, в этом он должен принести первые плоды своих трудов в виде далёких миров, о которых мы ещё не слыхали.
Своя порция открытий должна прийтись и на другие миссии NASA, стартовавшие в 2018-м. Речь идёт об исследовательской станции InSight, готовящейся пробурить поверхность Марса, и зонде Parker Solar Probe, у которого на текущий год намечены два плановых сближения с Солнцем.
У самого NASA тоже намечено сближение. С частными компаниями. Американское космическое агентство всё ближе к тому, чтобы передать в их руки право доставки своих астронавтов на МКС, чем с начала десятилетия занимался исключительно "Роскосмос".
Пока что самые длинные руки оказались у SpaceX. Уже в феврале компания Илона Маска отправит в полёт космический корабль Crew Dragon. Ему предстоит добраться до Международной космической станции, провести там несколько недель и вернуться на Землю. Правда, без экипажа. Это будет тестовый полёт, призванный доказать, что творению SpaceX по плечу такие вояжи. Если всё пройдёт хорошо, то первых людей на борт Crew Dragon может взять уже в июне.
Аналогичные планы, но с некоторым отставанием от конкурента, имеет Boeing. Её космический корабль CST-100 Starliner должен совершить полёты без экипажа и с ним в марте и в августе соответственно.
Впрочем, у SpaceX имеются и другие планы помимо путешествий к МКС. На текущий год у неё намечены новые запуски сверхтяжёлой ракеты-носителя Falcon Heavy, а также первые тестовые полёты прототипа Starship — космического корабля следующего поколения, который в будущем должен доставить человека к Марсу. Испытания Starship начнутся уже весной. По крайней мере, на это надеется Илон Маск. Его надежды не всегда оправдываются в заявленные сроки, но зато о переносах становится известно быстро и из первых уст.
Машинку заказывали?
Наступивший год обещает стать важной вехой в развитии автономных автомобилей, когда технология выйдет из пелёнок и начнёт делать первые шаги в реальном мире. До появления беспилотников в каждом гараже пока далеко, но время, когда не только тест-пилоты, но и рядовые потребители смогут ездить на самоуправляющихся машинах, уже наступило.
Большой шаг на этом пути сделала компания Waymo, в конце прошлого года запустившая первый в мире коммерческий сервис беспилотных такси. Пока он работает с рядом ограничений: пользоваться им могут несколько сотен человек, проживающих в пригородах Финикса (Аризона), которые до этого участвовали в закрытой программе тестирования, а в самих авто сидят водители, готовые в случае чего перехватить управление.
Можно сказать, что это продвинутая стадия испытаний, но факт остаётся фактом: автомобили Waymo самостоятельно передвигаются не по тест-площадкам, а по настоящим улицам с настоящим трафиком, с настоящими пассажирами в салоне. Для технологии, которая даже сегодня кажется близкой к фантастике, это прорыв. Ценой ошибки тут может быть чьё-нибудь здоровье или даже жизнь, так что неспешность Waymo представляется вполне оправданной.
Но даже с оглядкой на осторожность у компании наверняка припасено громкое заявление на текущий год, ведь в 2019-м ей стукнет 10 лет. В 2009 году она появилась как один из проектов Google.
Waymo работала над автономными автомобилями до того, как это стало модно, и сегодня она на корпус опережает конкурентов, которые тоже не стоят на месте. В 2019-м собственный сервис беспилотных такси планирует запустить General Motors. Вероятно, он заработает в Сан-Франциско, но вряд ли будет масштабнее проекта Waymo.
В том же направлении движутся другие крупные игроки, такие как Ford и Uber. Однако на текущий год от них можно ожидать только новостей о ходе испытаний. Первая компания не торопится с запуском сервиса, планируя сделать это аж в 2021-м, а вторая только готовится к возобновлению тестов, остановленных после прошлогодней аварии с участием её беспилотника, приведшей к летальному исходу.
География подобных проектов не ограничивается Соединёнными Штатами. В нынешнем году Volkswagen совместно с Intel планирует приступить к созданию сервиса автономных такси в Израиле. Однако это только начало проекта, его реализация намечена на следующее десятилетие.
Ещё одна давняя фантазия, которая может стать явью в 2019 году, — летающие автомобили. Такое обещание дала американская компания Terrafugia — старейший игрок ещё не существующего рынка. Разработкой летающих машин она занимается с 2006-го, в результате на свет появился Transition — транспортное средство, напоминающее самолёт со складными крыльями, которое тем не менее может передвигаться как по земле, так и по воздуху.
Более того, оно имеет на это право, подтверждённое Национальным управлением безопасностью дорожного движения (NHTSA) и Федеральным управлением гражданской авиации (FAA) США. С начала текущего десятилетия Terrafugia неоднократно переносила запуск Transition на рынок, но теперь за ней стоят финансовые ресурсы китайской компании Zhejiang Geely Holding Group, а значит, у неё есть шанс выполнить обещание.
Другие инновационные разработки в транспортной сфере также сделают шаги навстречу реальности в 2019 году. Например, в III кв. 2019-го должно стартовать строительство коммерческого трека Hyperloop в Объединённых Арабских Эмиратах. Сооружением займётся компания HyperloopTT при поддержке местных партнёров.
Начать она планирует с малого — ветки протяжённостью 10 км, а в будущем дойти до полноценной сверхскоростной сети, охватывающей ОАЭ и выходящей за её пределы. По крайней мере, такие перспективы обещают официальные пресс-релизы, традиционно преисполненные оптимизма.
Пока HyperloopTT будет строить трубу в Эмиратах, немецкий стартап Volocopter, занимающийся разработкой электрических пассажирских беспилотников, проведёт лётные испытания в Сингапуре. Их цель — доказать, что летательные аппараты молодой компании способны работать в городском воздушном пространстве. В будущем она планирует запустить сервис беспилотных аэротакси. Испытания в Сингапуре — новый шаг к этой цели.
Над аналогичными проектами трудятся и более крупные компании Uber и Airbus. Раз уж немецкий стартап построил себе планы на 2019-й, то и о работе столь именитых игроков мы тоже наверняка услышим.
Точка 5G
Если в список новогодних желаний вы внесли более шустрый интернет, то можете радоваться: чернила были потрачены не зря. Нынешний год ознаменует начало эпохи 5G — пятого поколения технологий мобильной связи. Сети со скоростью передачи данных, исчисляемой гигабитами в секунду, представляются радужной перспективой, но не стоит слишком торопить события. Их распространение будет длительным процессом, и в 2019 году технология не столько прокатится по миру волной, сколько отметится серией всплесков.
"Внедрение 5G потребует времени, в 2019-м появится несколько островков, которые за 3–5 лет разрастутся до масштабов широкого покрытия. Модернизация мобильной инфраструктуры будет продолжительной, поскольку нужно соорудить новые вышки и базовые станции под 5G, а не просто доработать существующие", — полагает руководитель направления сетевых решений компании World Wide Technology Нил Андерсон.
Крупные операторы США, Европы и Китая уже наметили планы по внедрению 5G на текущий год. Но пока речь идёт скорее о пробах пера в крупных городах, а то и в отдельных их районах. Приход технологии в Украину — вопрос скорее пятилетки, чем ближайших 365 дней.
Неспешное распространение сетей 5G не удержит производителей смартфонов от презентации моделей с их поддержкой. Первые ласточки полетят уже в нынешнем году. Это будет не единственное любопытное новшество на рынке смартфонов, ведь нас ожидают складывающиеся девайсы. На фоне довольно однообразных плоских кирпичиков, присутствующих в продаже сегодня, такая концепция кажется весьма любопытной, хотя широкая популярность ей вряд ли светит.
"Несмотря на внешнюю привлекательность для поклонников всевозможных гаджетов, неизбежно высокая цена и компромиссы в эксплуатации приведут к ограниченным поставкам складывающихся телефонов", — считает эксперт аналитической компании CCS Insight Бен Вуд.
Пока в одних странах думают, как заставить интернет летать на погнутых смартфонах, в других пытаются подключиться к нему в принципе. По данным организации Web Foundation, сегодня около 3,8 млрд человек на планете не имеют доступа к интернету. В нынешнем году начнут воплощаться в жизнь проекты, призванные решить данную проблему.
С этой целью в небо над Кенией поднимутся шары Loon. Это новая компания, которая подобно Waymo начинала в качестве одного из проектов Google. Её специализация — создание воздушных шаров для раздачи интернета, способных парить на высоте до 20 км.
В Кении она реализует первый коммерческий проект. Если всё пойдёт по плану, то Loon сможет обеспечить доступом в Сеть население центральной части африканской страны, где бессильна наземная инфраструктура.
Подключить планету к интернету собирается не только Google, но и SpaceX. Только компания Илона Маска не хочет решать проблемы отдельно взятого региона одной страны — её планы масштабнее. SpaceX собирается окутать Землю сетью спутников, которые обеспечат глобальное интернет-покрытие в рамках проекта Starlink. В конце 2018-го The Wall Street Journal сообщал, что компания как раз занимается привлечением средств на реализацию данного замысла. К настоящему времени SpaceX запустила два пробных спутника, с тех пор прошёл почти год. Но вполне вероятно, что в 2019 году мы услышим о запуске новой, более крупной партии аппаратов Starlink.
Сделайте прохладнее
Наступивший год обещает установить очередной тепловой рекорд. Причиной тому послужит Эль-Ниньо (колебание температуры поверхностного слоя воды у экватора) — природный феномен, который среди прочего способствует повышению мировой температуры. Американский Центр климатических прогнозов в 90% оценивает вероятность его формирования и предполагает, что влияние на Северное полушарие будет ощущаться на протяжении всей зимы, а то и весной.
Последний Эль-Ниньо закончился в 2016 году, его связывают с масштабным вымиранием кораллов Большого Барьерного рифа, а также с засухами в Африке, Южной Америке и Юго-Восточной Азии, пожарами в Индонезии и Канаде.
Впрочем, не только природный феномен поддаст жару в этом году. Мир продолжит ощущать эффект глобального потепления, вызванного человеческой деятельностью. Да и как может быть иначе, если несмотря на многочисленные тревожные сигналы, подаваемые учёными, уровень вредных выбросов не просто не снижается, но продолжает расти. По оценкам Глобального углеродного проекта (GCP), в прошлом году он увеличился на 2,7%.
Чтобы переломить ситуацию, одного года будет мало, но это не значит, что в 2019-м не будут предприниматься попытки сделать это. В Австралии должен заработать проект Gorgon. Это крупное газовое месторождение на северо-западе континента, разработкой которого занимается Chevron.
Уже не один год компания стремится наладить на объекте процесс улавливания и захоронения СО₂. По её расчётам, это позволит ежегодно избавляться от 3,4–4 млн тонн углекислого газа, который будет помещаться в подземный резервуар, находящийся на глубине 2,5 км. До сих пор она сталкивалась с техническими трудностями, но Chevron надеется запустить его в I кв. 2019-го.
Gorgon обещает стать одним из крупнейших в мире проектов по улавливанию и захоронению СО₂ — технологии, имеющей критическое значение в борьбе с вредными выбросами, — но не единственным, запущенным в текущем году. Новые объекты, препятствующие попаданию СО₂ в атмосферу, заработают в Китае и Канаде.
А учёные из Гарвардского университета собираются опробовать совершенно иной подход к борьбе с глобальным потеплением. Они проведут геоинженерный эксперимент с целью проверить, может ли распыление химических веществ в атмосфере поспособствовать отражению солнечных лучей и повлиять на понижение температуры на земле. Сама по себе идея не нова, но ранее исследователи руководствовались компьютерными моделям, а гарвардские учёные готовят первое изыскание в реальных условиях.
Для этого они запустят на 20-километровую высоту воздушный шар, который распылит небольшое количество карбоната кальция. Затем, когда его частицы рассеются в воздухе, они пронаблюдают за химическими реакциями и рассеиванием света. Несмотря на скромные масштабы эксперимента, учёные рассчитывают, что он поможет лучше понять механизмы и риски солнечной геоинженерии.
Не только учёным и предпринимателям предстоит в этом году доказать, что они всерьёз намерены бороться с глобальным потеплением. В ноябре в Чили пройдёт 25-я Всемирная конференция ООН по изменениям климата. Предварительно цели по борьбе с изменениями климата определили в Парижском климатическом соглашении. Сейчас им предстоит прийти к согласию по вопросу, как именно не допустить повышения мировой температуры больше чем на два, а в идеале — на полтора градуса по Цельсию до конца века.
Конференция, состоявшаяся в декабре 2018-го в Польше, прошла не совсем гладко, и следующая не обещает быть проще. Однако от её результатов во многом зависит будущее нашей планеты, так что надеемся на благополучный исход мероприятия.
Вышеперечисленные анонсы и прогнозы — дела практически решённые. Эти события произойдут почти со стопроцентной вероятностью. Но не исключено, что год готовит нам и неожиданный прорыв, который станет для всех сюрпризом. Главное, чтобы он был приятным.