Дорога, деревья, булыжники. Где в Минске опасно кататься с горки
Этой зимой дети травмируются из-за тюбингов так часто, что медики предложили ограничить катания на стихийных горках и обустроить те, где уклон до 20 градусов и нет препятствий. С инструктором GO.TUT.BY обошел пять популярных снежных трасс в Минске и составил рейтинг: от самой безобидной — до тех, которые лучше объезжать стороной.
Безопасно. Горка возле универмага «Беларусь»
На «обследование» городских горок мы вышли с Алексеем Халявским, инструктором по сноуборду в «Солнечной долине». Парню 25 лет — но стаж катания на доске у него больше десяти лет, а тренерской работой занимается четвертый год. Глаз на горки наметанный. И опыт травм тоже есть:
— На склоне катался. Без шлема, — кается сноубордист. — И то ли объезжал кого-то, то ли что… В общем, у меня была легкая черепно-мозговая травма и потеря памяти. Очнулся в больнице, четыре предыдущие часа словно из жизни выпали. А все из-за маленькой шишки на затылке, которую на любой городской горке можно получить. С тех пор катаюсь в шлеме и всем советую.
За разговорами подходим к горке у универмага «Беларусь» — одной из нескольких специально оборудованных в Минске. Она и вправду ого-го: и снежный вал, и поворот, и место для подъема.
— Мне очень нравится, — доволен инструктор. — Сел на тюбинг, покатился, повернул. Там, где скорости минимум, встал — и по кругу поднялся наверх. Организованный поток, как на катке: мы же ездим не лоб в лоб, а против часовой стрелки. Внизу склона насыпают вал, чтобы на скорости не вылетали за пределы трассы.
Детей на горке нет, потому что строительные работы в самом разгаре: трактор и несколько «зеленстроевцев» с лопатами бодро набрасывают снег.
— Что делаем? Укрепляем горку, — объясняют работники. — Мы ее на себе проверили. Проехались на тюбинге — вылетаем. Значит, надо еще подсыпать снега.
«Ватрушку» для эксперимента брали в пункте проката под самой горкой. Прицениваемся: за полчаса радостных визгов на горке с маленьким арендным тюбингом — два рубля. С большим, в форме машинки, — 3 рубля. Средства защиты, например, шлем, взять здесь нельзя.
— По выходным много людей приходит за «ватрушками»: дети съезжают не только с родителями, но даже с бабушками и дедушками, — объясняет кассир Маргарита. — Я и сама в нерабочие дни катаюсь: очень классно!
Но если вспомнить про то, что в РНПЦ нейрохирургии в выходной день поступают по 10−15 детей с тюбинговыми травмами, стоит ли того развлечение?
— Не в тюбингах дело, — считает девушка. — Просто родителям надо следить за детьми. Когда ребята одни, то и прыгают с «ватрушек», и паровозиком съезжают, кто быстрее. А если сел на попу и осторожно поехал, тогда ничего не будет.
В пункте проката есть аптечка, но, насколько известно Маргарите, за зиму никто за помощью не обращался.
Таких, оборудованных, горок в большинстве районов Минска нет, а в Заводском — целых три: на Голодеда (возле самого большого открытого катка) и в микрорайоне Шабаны на Селицкого. И, словно подчеркивая то, насколько горка у «Беларуси» отличается от обычной дворовой, из динамиков пункта проката льется: «Ах если бы, ах если бы, не жизнь была, а песня бы!».
Нормально. Горка в Каменной горке
Почему все ополчились на тюбинги? Потому, что ими нельзя управлять: медики говорят, пострадавших от других видов катания намного меньше.
— Управляемые модели тюбингов бывают, но в Минске в обиходе я таких не видел, — рассуждает инструктор. — Обычный тюбинг (особенно тот, что подешевле, с пластиковым дном) все-таки не остановишь. Взрослый смог бы траекторию чуть-чуть пяткой подкорректировать или выпрыгнуть из тюбинга, чтобы избежать столкновения, — но у ребенка это не получится.
Алексей тоже уверен, что к самим тюбингам предъявляют претензии зря — надо лишь соблюдать осторожность и выбирать хорошую горку.
Подойдет ли для катания «горнолыжный комплекс» в Каменной горке? Алексей говорит, что вполне — с такого склона и сам бы прокатился. Деревьев нет, места много. Но булыжники встречаются. А один из склонов захватывает пешеходную дорожку и заканчивается в подозрительной близости от проезжей части.
Минчанин Алексей с сыном и дочкой пришел покататься после работы и школы. Точнее, на «ватрушках» скользят только дети, — а папа послушно ждет внизу и героически бросается наперерез финиширующим тюбингам, чтобы уж точно не вылетели на дорогу.
— Конечно, если не контролировать детей, это опасно, — соглашается Алексей. — Поэтому я здесь.
— Не думали после слов медиков отказаться от «ватрушек»?
— Я в детстве на пакете катался и ничего, не ушибался, — отвечает папа и обрывает разговор, чтобы снова подстраховать малышей.
Так себе. Горка на набережной Свислочи
Горка вдоль Свислочи всем была бы хороша — если бы не заканчивалась на пешеходной дорожке. Взрослые послушно обходят санки.
— Мне тюбинг не так давно купили, — бойко рассказывает шестиклассница Маша. — Удобнее, чем на санках!
Девочка держит «феррари» на поводке и кивает в сторону одноклассника Ярика: у того классические ретро-саночки и, чтобы не наклоняться, подъем на горку он осуществляет довольно странным образом: одной ногой зацепил санки, другой прыгает по склону.
— Раньше мы ходили на горку возле Оперного, но там хуже, деревьев больше, — наперебой рассказывают дети. — А здесь мы смотрим, чтобы никто не шел по дорожке, и просто едем.
Медики говорят, что это очень распространенный тип травм — когда катающиеся на тюбингах врезаются друг друга или в пешеходов. В этом случае пострадают, скорее всего, оба участника происшествия.
Инструктор горкой не очень доволен: у нее холмистый рельеф, на склоне есть деревья и камни. Но так как спуск к реке плавный, скорость тюбинга гасится — и выезд на пешеходную дорожку получается медленным. Хотя снежный вал внизу все равно бы не помешал.
— Чтобы катание было безопаснее, детям можно надевать шлем, — теоретизирует Алексей. — Плотная шапка не поможет. Сноубордисты носят еще наколенники, перчатки и специальные шорты, чтобы не травмировать копчик. Если вдруг выпал из тюбинга, то правила группировки стандартные: подбородок прижать к груди, приземляться не на прямые, а на слегка согнутые в локтях руки. И успеть подняться, прежде чем кто-то другой успеет в тебя въехать.
Лучше не надо. Горка за «Домом кино»
Во дворе за «Домом кино» — еще один «комплекс гор»: сразу несколько трасс. Все они впечатляют инструктора, но не в лучшую сторону. Вот, например, горка № 1 — посередине выбоина, в конце обрыв.
— Пока такой снег, еще куда ни шло, но когда раскатают… Самое страшное, что там вылет и полтора метра вниз, а потом еще дорога. Чтобы такая горка была адекватной, снизу надо организовать большой вал снега — или сделать поворот. Хорошо бы еще защитить деревья.
На горке № 2 съезжают с ледянкой восьмиклассники Костя и Лиля. Два портфеля, розовый и черный, трогательно висят на сушилке для белья.
— Теперь уже на тюбинге на покатаюсь, — в перерывах между заездами сообщает Костя. — Почитал о всяких разных случаях. Но наша горка безопасная: чтобы кто-то здесь ушибался, не слышали. А до обрыва мы не доезжаем.
Из горки № 3, где, по словам школьников, обычно катаются на тюбингах, посредине торчит внушительный камень. И мы медленно провожаем глазами Костю, который на ледянке все-таки достигает самого края горки — и благополучно успевает приземлиться на ноги.
Опасно. Горка в парке Павлова
Парк Павлова зимой — это изобилие больших и маленьких горок. Тут каждый решает сам, какую дозу экстрима получить сегодня. Мама двоих детей Вера Иванова с двухлетним ребенком, понятно, катались на маленьком и аккуратном склоне. У них саночки — муж убедил обойтись без тюбинга. Минчанка уверена: кататься зимой можно и нужно — это прекрасное семейное хобби и дополнительный фитнес. Главное, правильно выбирать горку:
— Мы ездили в парк на Червякова: там катаются прямо в деревья, — удивляется Вера. — При мне несколько человек ударились, и довольно сильно. Мы, хоть и пришли с тюбингами, ездить там отказались.
Зато четвероклассники Станислав и Илья сегодня в поисках острых ощущений. Съезжают на крутом склоне у самого моста. И если у того, кто в качестве спортивного снаряда использует собственные штаны, поездка получается не такой далекой, то его товарищ на тюбинге залихватски уносится вдаль, вылетает на пешеходную дорожку и подпрыгивает на сугробе, чудом минуя фонари и лавочку.
— Сильно ударился?
— Нет! Ну ладно, чувствительно, — смеется парнишка.
Насчет этой горки инструктор Алексей однозначен: она опасная из-за скорости — навстречу пешеходам вылетаешь на полном ходу.
И другие ненадежные горки в Минске
GO.TUT.BY попросил читателей, которые встречали в городе ненадежные стихийные горки, поделиться снимками — и вот на какие склоны вы обратили внимание:
«Опасная горка для катания на тюбингах на улице Гамарника, 11. Она очень крутая, выходит на проезжую часть. На маршруте — деревья, камни, вкопанные в землю железяки».
Сразу несколько минчан пожаловались на горку по улице Одинцова: «Горка, может и небольшая, и спуск некрутой, но внизу — злополучные столбы, деревья, металлическое ограждение и ступеньки (это вход в банк). Фото сделано с остановки, соответственно, совсем рядом проезжая часть».

Писали о горке на перекрестке улиц Широкая и Восточная в Зеленом Луге. «Не сказать, что горка жуть какая опасная, но дети доезжают до деревьев, есть там и столбы. При неудачном стечении обстоятельств можно выехать даже на проезжую часть. Я сам ребенка запустил, потом бежал следом, как угорелый».

Рядом, за магазином «Виталюр» на Мирошниченко — еще один склон с препятствиями. Деревья там попытались обозначить пакетами и защитить покрышкой.


Несколько проблемных горок насчитали в Серебрянке, отдельно внимание обратили на горку на Плеханова: «С одной стороны лестницы дети вылетают на тюбингах прямо на проезжую часть, с другой растут два дерева, возле которых торчит здоровенный камень. Слава богу, пока без происшествий».
