Теперь их дом – музей. Как личные вещи брестчан обретают новую жизнь
Фисгармония, наряд из ателье армянского князя, часы Густава Беккера – как личные вещи брестчан обретают новую жизнь.
Ну все, куклам конец! Я поняла это в тот самый момент, когда моя восьмимесячная дочь научилась ходить у опоры и касаться ручонками всего, что плохо лежит. Фарфоровая коллекция литературных героинь «Дамы эпохи» на столике в прихожей стала объектом номер один для маленькой «хватайки». Куклам, которых на протяжении нескольких лет я с трепетом оформляла в композицию, пришлось искать новую жилплощадь. И желательно не на антресоли в шкафу. «Почему бы не в стенах музея? – подсказали знакомые. – Там не раз выставлялись коллекции кукол, может, и твоей найдется место?». Действительно, а почему бы и нет!
Такая мысль, впрочем, возникла не у меня одной. Оказывается, брестчане часто обращаются в областной краеведческий музей с вопросом: «Представляет ли тот или иной предмет музейную ценность?» Происходит это по разным причинам: негде хранить, дети вырастают и не понимают ценности вещей, которые когда-то окружали родителей, – у каждого свое. Разумеется, далеко не любой раритет из «бабушкиного сундучка» попадает в коллекцию музея, однако многие предметы быта из прошлого обретают здесь новую «прописку».
– Мы забываем, что почти всё когда-нибудь станет музейным предметом, – говорит Зоя Нерезько, главный хранитель фондов Брестского областного краеведческого музея. – Это отражение эпохи. Чайники и чашки из 70-х, елочные игрушки и новогодние открытки Елизаветы Бём, винтажные дамские сумочки – где еще такое увидишь? Люди зачастую даже не подозревают, что это может быть кому-нибудь интересно. А наши посетители с удовольствием и с чувством ностальгии разглядывают экспонаты. Вот, к примеру, в прошлом году выставка «Полвека без войны. Быт, стиль, мода» вызвала огромный интерес не только у брестчан, но и гостей нашего города. Кстати, когда готовилась экспозиция, мы не могли найти, казалось бы, элементарного – старой школьной формы, учебников, а позже нам их принесли. И не только их, а еще портфели, дневники, журналы того времени. Фактически после каждой из подобных выставок к нам приходят не только со словами благодарности, но и с интересными предметами, которыми пополняются музейные фонды.
Одному из последних таких пополнений тоже предшествовала выставка – «Город и люди в объективе фотокамер». Постоянная посетительница Валентина Данилевская рассказала, что у нее есть интересный наряд – великолепная кружевная пелерина начала ХХ века, которая досталась женщине по наследству. Владелица изначально хотела презентовать ее в коллекцию Александра Васильева, ведущего «Модного приговора» на канале ОНТ, но поменяла решение в пользу музея. Пелерина принадлежала ее бабушке – Лусик Бадальянц, жене армянского князя Леона, который владел ателье в Елисаветполе. В начале XX века здесь одевались главные модницы города, а ткани и фурнитура доставляли из Европы. Этот наряд прекрасно отражает модные веяния того времени, считает Зоя Нерезько.
Пополнились фонды и после выставки «Теперь наш дом – музей», где экспонировались поступления от различных организаций города. Побывав на вернисаже, брестчанка Ева Ложкина захотела, чтобы и ее личная «история» обрела в этих стенах новую жизнь. Она принесла материалы о своем брате – писателе и литературном критике Владимире Васильевиче Гниломедове.
– Каждый музейный предмет – это отдельная история, связанная с судьбой человека, – говорит Зоя Васильевна. – Люди, которые принесли нам дорогие сердцу предметы, очень разные, но все они трепетно относятся к своему прошлому, к прошлому своей семьи, а значит, к нашей общей истории. Ведь история нашего края – это судьбы людей, которые жили до нас, живут сегодня с нами и будут жить после нас.
Еще одну такую историю – о человеке с большой буквы – расскажет брестчанам дар от Людмилы Демедюк, дочери митрофорного протоиерея Евгения Парфенюка, настоятеля Свято-Воскресенского собора, Почетного гражданина города Бреста.
– В начале 2000-х годов отец Евгений передал музею фотографии и документы периода его учебы в Русской гимназии Бреста, – рассказывает Зоя Нерезько. – Людмила Евгеньевна дополнила уже имеющийся комплекс материалов, передав в дар музею митру отца, которую он сам и изготовил.
Точно так же и Наталья Калиткина, которая предложила музею черно-белые фотографии сельскохозяйственной выставки, поначалу рассчитывала лишь восполнить некоторые пробелы в летописи любимого Бреста. А в итоге – поделилась с земляками еще и страничкой из своей семейной хроники.
– Выставку, проходившую в Бресте в 50-е, она посещала со своими родителями, – говорит Зоя Нерезько. – Оказалось, мать нашей посетительницы – Тамара Либеровская. Это имя хорошо знакомо многим горожанам. Она работала в Государственном архиве области и прошла путь от рядового сотрудника до директора учреждения. Тамара Дмитриевна еще активно занималась художественной самодеятельностью, даже была солисткой хора УВД и актрисой народного театра Клуба железнодорожников. У Натальи Юрьевны осталась фисгармония, на которой играла ее мать. Раритетный музыкальный инструмент XIX века она передала нам в коллекцию. Помимо этого, мы получили елочные игрушки 40 – 60-х годов, изделия одного из старейших в Польше Цмелювского фарфорового завода, документы и фотографии из семейного альбома. Всего более 100 предметов.
Стандартная ситуация, поясняет собеседница, очень часто люди звонят по одному вопросу, а музейные сотрудники, которые выезжают на такие звонки, находят массу другого интересного. Однажды в музей позвонила Анна Романович и попросила о встрече. Дома женщина показала гостям свою библиотеку, старые фотографии и документы родителей. Но внимание музейщиков привлекла еще и швейная машинка «Зингер», точнее – даже не сама машинка, а ее интересное прошлое. В 1939 году мать хозяйки окончила в Варшаве «Школу шитья Зингер», и родители купили в рассрочку эту стальную «красавицу», на тот момент она стоила 418 злотых. Во времена войны родители Марии Романович были связными партизанского отряда. После доноса кого-то из соседей, они под покровом ночи собрали вещи и ушли к партизанам. Упаковав всё необходимое, Павел и Мария Демковичи, конечно же, не смогли взять с собой тяжелую машинку. Пришлось закопать ее в землю.
В доме Марии Кутровской, которая долгое время возглавляла совет ветеранов Московского района и хотела поделиться материалами о нем, и вовсе оказалась кладезь музейных предметов. Например, настенные часы Густава Беккера, которые отлично вписались в одну из коллекций, аттестат зрелости 50-х годов и даже загранпаспорт советского образца.
В целом же фонды краеведческого музея ежегодно пополняются 1000 новых экспонатов. Сейчас здесь насчитывается свыше 170 тысяч предметов, объединенных в 23 коллекции. Все то, что собиралось по крупицам на протяжении нескольких десятков лет, дало возможность открыть четыре филиала, хорошо известные жителям и гостям города – «Археологический музей «Берестье», «Спасенные художественные ценности», «Каменецкая башня» и «Художественный музей».
Помимо самих сотрудников, обогащению фондов уникальными раритетами способствуют и верные друзья учреждения. Один из таких – Леонид Войтковский, благодаря которому в коллекциях появилось множество любопытных предметов быта и аксессуаров, например, подтяжки для мужских носков. А порой, признаются сотрудники фондов, настоящее богатство можно обнаружить в самых неожиданных местах, даже на мусорке.
– Наблюдаем как-то из окна картину: женщина с большим пакетом идет к мусорным бакам, а в руке несет абажур, – вспоминает Зоя Нерезько. – Мы поняли, что она собирается сделать… и «приютили» абажур. Уж очень интересный экземпляр оказался, родом из 70-х годов минувшего века. При этом музей не просто так хаотично собирает вещи у населения, у нас есть перспективный план комплектования фондов, есть инструкции. Так, сначала предмет берется на временное хранение, потом рассматривается на фондово-закупочной комиссии. Если человек не передумал его отдать, берем в основной фонд. Оформляются все документы: договор дарения, акт приема на постоянное хранение, один экземпляр которого получает на руки сдатчик. При экспонировании предмета мы стараемся указать, от кого он поступил.
В Новый 2019 год областной краеведческий музей, как и все мы, войдет с новыми планами, задумками и желаниями. Одним из них уже много лет подряд является желание удивлять и образовывать своих посетителей. И, впрочем, с этой задачей музей справляется. Но хотелось бы еще немножечко помощи от горожан – чтобы максимально восполнить те главы в исторической летописи Бреста, которые сегодня оказались безвозвратно потерянными из-за бурной застройки города.
– Все, что меняется в Бресте, мы стараемся фиксировать для потомков. Как только возле какого-нибудь из объектов «вырастают» строительные леса, появляется ограда, наш фотограф идет туда с фотоаппаратом. Вот недавно у нас возник вопрос: что было на месте ТЦ «Дидас Персия» на Советской? Бросили клич, но практически все показания расходятся: одни помнят одно, другие – другое. Хотелось бы получить фотографии тех времен. Не обязательно только здание, может быть, у кого-то есть фото человека на фоне здания, которое бы пролило свет на эту загадку. Кстати, по такому фото можно отследить и моду той поры, и быт, и прически – все это прекрасно отражает эпоху, – резюмирует Зоя Нерезько.