Павел Усов: Кремль уже не пугает интеграцией, он настаивает
08.01.2019 11:30
—
Разное
В высшем эшелоне белорусской власти царит растерянность. То ли Лукашенко выжидает, надеясь, что снова обойдется отговорками, то ли просто не знает, что можно сделать в этой ситуации.
В 2024 году "союзное государство" Беларуси и России, по замыслу Кремля, должно быть уже готовым проектом. Это ключевой год для Путина — либо менять конституцию РФ, либо стать президентом нового союза.
В интервью Thinktanks.by директор Центра политического анализа и прогноза (Варшава), политолог Павел Усов довольно пессимистично высказался о возможностях Минска в противодействии интеграционным желаниям Москвы.
Особенности нынешних «мух и котлет»
Разница между прошлыми конфликтами Минска и Москвы и нынешним очевидна и важна. Как правило, до окончания года Беларусь и Москва могли урегулировать спорные вопросы относительно цен на газ, энергоресурсы, уладить очередные экономические споры.
Примечательно, что все это удавалось загладить на уровне ниже президентского — премьер-министров, вице-премьеров, министров и т. д. Никогда не поднимался так категорически в экономическом споре вопрос политический — углубление интерации в обмен на компенсации и т. д.
Лукашенко дважды встречался с Путиным накануне нового года, а экономические вопросы остались, судя по молчанию Минска, нерешенными. До сих пор белорусская власть не сделала никакого заявления, сообщения о том, что являлось на самом деле темой этих переговоров и каковы их результаты.
Белорусское общественное мнение может искать информацию только в волне российских разнообразных вбросов после переговоров. Это действительная проблема.
Слишком много аргументов в пользу пессимизма
2019 год — это год накануне президентских выборов. Александру Лукашенко жизненно важно сохранить поддержку хотя бы 30-40% белорусов. Сохранить эту электоральную базу можно лишь при помощи экономической поддержки России — других резервов уже нет.
Для России же насущным стало решение нескольких внешнеполитических задач. России нужно компенсировать моральные, имиджевые потери в результате получения автокефалии украинским православием, в результате консервации ситуации на востоке Украины — необходимо снова поднять уровень поддержки Путина и его политики.
Идеальной внешнеполитической компенсацией выглядит как раз Беларусь. И даже правовая база для интеграции уже есть, все документы подписаны еще в прошлом веке.
2019-й — удобное время для старта
В 2019 году, на мой взгляд, Москва будет решать ряд политических вопросов процесса интеграции. Думаю, первоочередным станет вопрос единой валюты. К 2024 году Путину нужно готовое "союзное государство". Иначе придется переписывать конституцию Российской Федерации — по-другому власть не продлить.
В случае же создания СГ Путин с легкостью его возглавит. Ну, а Беларусь не получит ничего, только потеряет суверенитет и превратится в дополнительный субъект Российской Федерации.
Что может сделать Минск за такое короткое время
Пока, судя по всему, в высшем эшелоне белорусской власти царит растерянность. То ли глава государства выжидает, надеясь, что снова обойдется отговорками, то ли просто не знает, что можно сделать в этой ситуации.
Но сами власти перед такой угрозой (которая все же не вчера появилась) ничего не делают для того, чтобы укрепить внутриполитические институты, которые бы хоть каким-то образом укрепляли фундамент белорусской независимости. «Дело БелТА», преследование журналистов, особенно достается «Белсату», вся эта история вокруг Куропат и т. д. — все это свидетельствует о том, что инструментария противодействия нет, что власть и Лукашенко просто не желают работать над теми механизмами, которые бы могли ограничивать и сдерживать влияние России.
И я сомневаюсь, что в 2019 году эти инструменты будут выработаны.
Если власть хочет показать обществу, что готова бороться за независимость и рассчитывает на помощь, то она должна сделать несколько шагов.
Во-первых, прекратить репрессии в отношении политической оппозиции и гражданского общества, демократических сил.
Во-вторых, созвать общенациональный круглый стол — в нем должны участвовать представители власти, интеллигенции, эксперты — для совместной разработки стратегии действий.
В-третьих, создать общенациональный комитет по вопросам национальной безопасности.
В-четвертых, рассмотреть легитимность документов о создании "союзного государства" Беларуси и России.
Но, зная белорусскую власть, есть большие сомнения, что она пойдет хоть на какой-то диалог с оппонентами даже перед такой угрозой.