Короткая война военлёта Кобеца
08.01.2019
—
Разное
В пограничье Дрибинского и Горецкого районов, в трех километрах от деревни Городецк, находится одиночная могила. Памятник-пирамидка стоит в рощице возле просёлка. Здесь похоронен советский летчик, погибший в июле 1941 года.
В наших краях несколько захоронений авиаторов, чьи судьбы трагически схожи. В первые, самые тяжелые дни войны прервался полет младшего лейтенанта Андрея Алексеева из 4-го штурмового авиаполка — Ил-2 попал под огонь зениток над станцией Темный Лес. На гражданском кладбище в Старокожевке похоронили младшего лейтенанта Алексея Прядко из 18-го истребительного. По воспоминаниям деревенских старожилов, свидетелей воздушного боя, летчик сражался один против двоих. Но история командира 4-й эскадрильи 170-го иап старшего лейтенанта Анатолия Петровича Кобеца вызывает особый интерес. В Интернете можно найти сведения о представлении офицера к одной из высших правительственных наград СССР — ордену Ленина — с формулировкой: «за доблесть и мужество». Другие источники информируют, что летчик совершил воздушный таран над Могилевом, уничтожив вражеский бомбардировщик. В 1941-м награды давали скупо, и воображение легко свяжет эти обстоятельства в единое целое.
Тараны в небе, произошедшие в первые дни Великой Отечественной войны, давно стали предметом детального изучения историков и краеведов. По прошествии лет отличить факты от домыслов стало проще: появился доступ к материалам архивов, в том числе к документам Центрального архива министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО).
С последнего аэродрома
Могилев вошел в историю Великой Отечественной войны как город, оказавший упорное сопротивление немецким частям. Наряду с бойцами стрелковых дивизий и ополченцами свой вклад в оборону, длившуюся 23 дня, внесли летчики. Еще во второй половине 30-х годов ХХ века на Луполово (там, где сейчас находится жилой микрорайон по проспекту Шмидта) был построен военный аэродром, сыгравший значительную роль в дни противостояния. По сути, это был последний стратегический аэроузел на западном направлении после потери площадок в Западной и Центральной Белоруссии. В последних числах июня в городе расположился штаб Западного фронта, в том числе штаб ВВС. В Могилев и на аэродромы в Могилевском районе перебазировались все полки 43-й истребительной авиадивизии генерал-майора Захарова, 170-й истребительный авиаполк майора Мищенко из 23-й смешанной авиадивизии, и другие части. Перед летчиками была поставлена задача по прикрытию города с воздуха, разведке, уничтожению авиации и наземных войск противника на подступах к Бобруйску. К началу июля бои еще шли по всей территории Белоруссии, но передовые части немецкой армии вышли к реке Березина и пытались ее форсировать.
В 170-м авиаполку и служил старший лейтенант Анатолий Кобец. Что известно об этом подразделении и самом летчике?
170-й иап начали формировать в сентябре 1940 года в Орловском военном округе на аэродроме Сеща. С точки зрения авиаторов можно сказать по соседству – одноименный поселок находится в 40 километрах от города Рославль (Брянская область).
Как и большинство авиаполков предвоенного времени, он был укомплектован истребителями И-16 (тип 24 и 29 — с 900- сильным двигателями М-63 и пулеметным вооружением). Самолет обладал отличной маневренностью, но был требователен в управлении, и требовал от летчика полнейшей концентрации. Долгое время практически не имел конкурентов по скорости, и в 30-е годы хорошо проявил себя в локальных конфликтах, некоторые из которых упомянуты ниже.
Летный состав полка к июню 1941 года состоял из выпускников авиационных школ и, частично, пилотов с опытом, в том числе боевым: Дальний Восток, Испания. В частности, командир полка майор Иосиф Павлович Мищенко — кавалер двух орденов Красного Знамени, полученных за бои с франкистами. В испанском небе воевал и был награжден орденом Красного Знамени комэск-3 Никифор Ульянович Ливанский. Штурман полка Павел Федорович Чупиков участвовал в приграничном конфликте с японцами у озера Хасан. А Владимир Сергеевич Басков, заместитель командира эскадрильи, до того, как попал в часть, был летчиком-испытателем в научно-исследовательском институте ВВС.
Части 47-й смешанной авиадивизии, в состав которой изначально входил полк, уже на второй день войны были отправлены на Западный фронт, на Оршанский авиаузел. 170-й иап там не задержался — вскоре летчиков перебросили в Могилев. Забегая вперед, скажем: к середине июля подразделение потеряло в воздушных боях и при налетах 18 из 23 самолетов, и убыло в тыл на переформирование. Количество одержанных над врагом воздушных побед — 9.
В наших краях несколько захоронений авиаторов, чьи судьбы трагически схожи. В первые, самые тяжелые дни войны прервался полет младшего лейтенанта Андрея Алексеева из 4-го штурмового авиаполка — Ил-2 попал под огонь зениток над станцией Темный Лес. На гражданском кладбище в Старокожевке похоронили младшего лейтенанта Алексея Прядко из 18-го истребительного. По воспоминаниям деревенских старожилов, свидетелей воздушного боя, летчик сражался один против двоих. Но история командира 4-й эскадрильи 170-го иап старшего лейтенанта Анатолия Петровича Кобеца вызывает особый интерес. В Интернете можно найти сведения о представлении офицера к одной из высших правительственных наград СССР — ордену Ленина — с формулировкой: «за доблесть и мужество». Другие источники информируют, что летчик совершил воздушный таран над Могилевом, уничтожив вражеский бомбардировщик. В 1941-м награды давали скупо, и воображение легко свяжет эти обстоятельства в единое целое.
Тараны в небе, произошедшие в первые дни Великой Отечественной войны, давно стали предметом детального изучения историков и краеведов. По прошествии лет отличить факты от домыслов стало проще: появился доступ к материалам архивов, в том числе к документам Центрального архива министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО).
С последнего аэродрома
Могилев вошел в историю Великой Отечественной войны как город, оказавший упорное сопротивление немецким частям. Наряду с бойцами стрелковых дивизий и ополченцами свой вклад в оборону, длившуюся 23 дня, внесли летчики. Еще во второй половине 30-х годов ХХ века на Луполово (там, где сейчас находится жилой микрорайон по проспекту Шмидта) был построен военный аэродром, сыгравший значительную роль в дни противостояния. По сути, это был последний стратегический аэроузел на западном направлении после потери площадок в Западной и Центральной Белоруссии. В последних числах июня в городе расположился штаб Западного фронта, в том числе штаб ВВС. В Могилев и на аэродромы в Могилевском районе перебазировались все полки 43-й истребительной авиадивизии генерал-майора Захарова, 170-й истребительный авиаполк майора Мищенко из 23-й смешанной авиадивизии, и другие части. Перед летчиками была поставлена задача по прикрытию города с воздуха, разведке, уничтожению авиации и наземных войск противника на подступах к Бобруйску. К началу июля бои еще шли по всей территории Белоруссии, но передовые части немецкой армии вышли к реке Березина и пытались ее форсировать.
В 170-м авиаполку и служил старший лейтенант Анатолий Кобец. Что известно об этом подразделении и самом летчике?
170-й иап начали формировать в сентябре 1940 года в Орловском военном округе на аэродроме Сеща. С точки зрения авиаторов можно сказать по соседству – одноименный поселок находится в 40 километрах от города Рославль (Брянская область).
Как и большинство авиаполков предвоенного времени, он был укомплектован истребителями И-16 (тип 24 и 29 — с 900- сильным двигателями М-63 и пулеметным вооружением). Самолет обладал отличной маневренностью, но был требователен в управлении, и требовал от летчика полнейшей концентрации. Долгое время практически не имел конкурентов по скорости, и в 30-е годы хорошо проявил себя в локальных конфликтах, некоторые из которых упомянуты ниже.
Летный состав полка к июню 1941 года состоял из выпускников авиационных школ и, частично, пилотов с опытом, в том числе боевым: Дальний Восток, Испания. В частности, командир полка майор Иосиф Павлович Мищенко — кавалер двух орденов Красного Знамени, полученных за бои с франкистами. В испанском небе воевал и был награжден орденом Красного Знамени комэск-3 Никифор Ульянович Ливанский. Штурман полка Павел Федорович Чупиков участвовал в приграничном конфликте с японцами у озера Хасан. А Владимир Сергеевич Басков, заместитель командира эскадрильи, до того, как попал в часть, был летчиком-испытателем в научно-исследовательском институте ВВС.
Части 47-й смешанной авиадивизии, в состав которой изначально входил полк, уже на второй день войны были отправлены на Западный фронт, на Оршанский авиаузел. 170-й иап там не задержался — вскоре летчиков перебросили в Могилев. Забегая вперед, скажем: к середине июля подразделение потеряло в воздушных боях и при налетах 18 из 23 самолетов, и убыло в тыл на переформирование. Количество одержанных над врагом воздушных побед — 9.