Польский эксперт: белорусским предприятиям нужна интернационализация
07.01.2019 10:04
—
Разное
Белорусский бизнес – вне зависимости от того, частный он или государственный — обязательно должен присутствовать на международных рынках, чтобы иметь дешевые деньги на развитие и получать твердую валюту за свою продукцию.
«Только интернационализация может стать для белорусских предприятий достойным ответом на глобализацию мировой экономики», — подчеркнул председатель Польско-белорусской торгово-промышленной палаты Казимеж Здуновский на состоявшемся в Минске в декабре десятом ежегодном экономическом Форуме польских инвесторов в Беларуси «Польско-белорусское экономическое сотрудничество сегодня и завтра».
Что теряет белорусский бизнес
В связи с реализацией проекта Новый шелковый путь мир ждет настоящая революция, общий объем инвестиций в этот проект оценивается на 500 млрд. долларов, – подчеркнул К. Здуновский, и Китай декларирует готовность их покрыть: для этого, кроме правительственных фондов, создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Концепция проекта носит комплексный характер и охватывает все, что будет способствовать улучшению торговли: дороги, железнодорожные пути, порты, аэропорты, логистические центры т.д.
По словам К. Здуновского, Европейский союз уже сегодня является главным партнером Китая, – сейчас торговый обмен ЕС и Китая превышает 500 млрд. долларов в год. Но при этом всего лишь около 40 млрд. долларов приходится на Центральную и Восточную Европу.
«Поэтому Польша и Беларусь должны активно включиться в этот процесс. Ведь для Польши и Беларуси Новый шелковый путь — это шанс во много раз увеличить производство и экспорт и на Восток, и на Запад. Чтобы использовать этот шанс, Польша и Беларусь должны развивать производственно-торговое сотрудничество и совместные инвестиции. И главное условие на этом пути — интернационализация белорусских предприятий», — заявил К.Здуновский.
Он подчеркнул, что преимущества интернационализации для компаний очевидны, а для государства выгода двойная.«Во-первых, экспорт товаров увеличивает национальное богатство, потому что за белорусский картофель, сливочное масло, автомобили, тракторы, телевизоры и т.д. в страну попадает твердая, конвертируемая валюта. Во-вторых, экспорт товаров означает экспорт своей безработицы в другие страны, а это — сохранение существующих и создание новых рабочих мест в своей стране и рост доходов населения», — отметил польский эксперт.
Еще одна большая проблема для Беларуси сегодня – это приток средств в иностранной валюте для новых инвестиций и модернизации отечественных предприятий. «Все мы сегодня слышим, как белорусская власть старается поддержать иностранных инвесторов, они получают гарантии и стимулы. Это хорошо. Но почему белорусские компании сами не выходят на международный рынок ценных бумаг за иностранной вал ой для инвестиций?» — задал вопрос К.Здуновский.
Сейчас на биржах ценных бумаг вращаются миллиарды долларов в день, — много инвесторов ищут возможности размещения своих инвестиций. Для этого, конечно, нужно выполнить ряд условий: иметь хорошую компанию, сделать хорошее IPO, найти хорошего брокера и вывести свою компанию на биржу ценных бумаг. «Но если компания хочет одержать победу в будущей борьбе с конкурентами, она должна выполнить эти условия», — подчеркнул Здуновский.
А чтобы рос белорусский экспорт, в нем должны быть заинтересованы и предприниматели, и чиновники. «Я подчеркиваю: должен быть интерес, а не помехи. Разве не возрастают доходы конкретных лиц на конкретных должностях вместе с началом экспортной деятельности, производственной кооперации или созданием бизнеса за рубежом? Если они не растут в размере, превышающем эффект риска возможного провала, то работа даже самых талантливых чиновников по развитию экспорта останется только «заклинанием дождя», — заявил польский эксперт.
И в доказательств тому привел следующий пример. В последнее время белорусская строительная отрасль столкнулась с проблемами в связи с изменением конъюнктуры. «Но оказалось, что ни у одного белорусского среднего или крупного предприятия нет опыта и прав на выполнение общестроительных и специальных работ, поскольку у них не было смелости или согласия на создание своего дочернего общества в Польше», — отметил Здуновский.
Сейчас в Беларуси развивается экспорт услуг путем выезда строителей в Евросоюз. «Это хорошее начало: таким образом они знакомятся с рынком, требованиями, приобретают опыт. Но это слишком мало и слишком поздно», — добавил эксперт.
По его словам, похожая ситуация и в других отраслях белорусской экономики, но в строительстве это более заметно.
«Белорусские предприятия обладают инженерной компетенцией и техническим потенциалом для самостоятельной реализации задач в системе генподрядчика в строительстве на рынке ЕС, но для этого им необходимо обеспечить правовые и организационные условия»,- подчеркнул К.Здуновский.
Он отметил, что сейчас в Беларуси зарегистрировано около 500 польских или с участием польского капитала предприятий, в том числе активно действующих — свыше 370 малых, средних и крупных компаний. При этом польские предприятия в Беларуси успешно конкурируют на белорусском рынке, а также пользуются кредитной поддержкой польских банков.
В свою очередь в Польше зарегистрировано около 60 белорусских или с участием белорусского капитала предприятий, в том числе активно действующих — 16 компаний, но среди них нет средних и крупных предприятий. «Белорусские предприятия, которых нет на западноевропейском рынке, потенциально многое теряют. Они не пользуются системой поддержки для малых и средних предприятий в ЕС, не пользуются современными технологиями, не пользуются дешевыми деньгами на развитие, не участвуют в международной конкуренции и сертификации качества», — отметил К.Здуновский.
Между тем, Польско-белорусская торгово-промышленная палата готова помочь организовать финансирование инвестиционных проектов в Беларуси. Также она реализует собственную авторскую программу «Подготовка кадров для экономики и государств», в рамках которой организует стажировки и производственные практики на польских предприятиях и в учреждениях.
Полный текст читайте тут