Валерий Костка: "Надеяться на “либерала-рыночника” Румаса не стоит"

Источник материала:  
04.01.2019 09:02 — Разное
Власть предержащие не мечтают о светлом будущем, они живут в светлом настоящем. У них нет мотивации что-то менять в этой жизни. Зачем им это светлое будущее, когда оно уже наступило.

Валерий Костка: "Надеяться на “либерала-рыночника” Румаса не стоит"
О грядущей политической вакханалии, борьбе с коррупцией, оппозиции и надеждах Беларуская праўда побеседовала с Валерием Костка, подполковником КГБ в прошлом.

- Лукашенко начал собственную “политическую вакханалию”, сроки проведения которой знает лишь он сам: “пленум ЦК”, разносы чиновникам, поездки по регионам. Такую картину мы наблюдаем накануне каждой президентской кампании. Зачем столько шума в беларуском болоте?

- “Политическая вакханалия” – это все же эмоциональное восприятие происходящего. Я смотрю и воспринимаю происходящее как спектакль. И объясняю это очень просто. Диктатура и демократия – это антиподы. И если содержание и форма демократии соответствуют друг другу, то диктатуре необходимо свое содержание, нужно свою суть маскировать под некие демократические формы. Иначе народ не поймет. Власть всегда – и от Бога, и по Конституции – принадлежит народу. Но при диктатуре власть мошенническим путем украли, или силовым путем захватили, и это надо от народа скрывать, делать вид, что народ при диктатуре остается первоисточником власти. И для того, чтобы народ верил, что именно он – власть – и устраиваются все эти спектакли.

Один спектакль заканчивается, сразу же пишется сценарий для следующего спектакля. И никакая это не политическая кампания или “выборы”.

“Шум в беларуском болоте”, “разнос чиновников” – это опять же эмоции, без них спектакль не получится. Кому-то это нравится, что и за этих “воров и жуликов” взялись, этих “ненавистных бюрократов чиновников” да “мордой по асфальту”. Эмоции кипят, разум спит. Мало кто подумает: “А кто их всех на эти должности подбирал, рекомендовал, назначал?”

- Казна прохудилась, обещания “всем по 500” не выполняются лет десять, беларусы предпочитают бежать из “процветающей” Беларуси. С чем пойдет Лукашенко в народ?

- Независимо от того, в какой стране, и независимо от того, как фамилия диктатора, – все они на выборы идут с обещаниями и сказками о светлом будущем. Это психологический прием обмана избирателей, чтобы последние обрели надежду и веру. Некорректное сравнение не очень хорошего настоящего с прекрасным будущим. А будущее известно только одному Господу Богу. Для кого-то оно вообще может не наступить. А для остальных оно все равно будет иным, чем в “сказках”. В Беларуси уже целое поколение ушло в мир иной, так и не дождавшись светлого будущего.

Тем не менее, прием работает. Разум того, кто верит лжи, управляется Дьяволом. Не мной придумано. Дьявол есть ложь и отец лжи. Библейское определение. А чтобы не быть во власти Дьявола, нужно всегда помнить совет Иисуса Христа: “Многие придут под именем моим. По делам их узнаете”.

Сравнивать необходимо объективные вещи. То, что было и то, что есть. Тогда будут понятны тенденции.

Обратите внимание, власть предержащие не мечтают о светлом будущим, они живут в светлом настоящем. Получают хорошие зарплаты, работают в уютных кабинетах, ездят на дорогих служебных автомобилях, получают качественное и бесплатное медицинское обслуживание, отдыхают в хороших санаториях и престижных курортах, живут в “царских селах”, в не дешевых коттеджах. У них нет мотивации что-то менять в этой жизни. Зачем им это светлое будущее, когда оно уже наступило.

Как известно, сытый голодному не товарищ. Поэтому для “голодных” создается специальная “кухня” из идеологов, пропагандистов и прочих “сказочников”. Для тех, кто в эти “сказки” не верит и проявляет недовольство, «кухня» перепрофилируется в институты подавления: суды, прокуратуры, ОМОНы, спецслужбы и так далее. Для 5, максимум 10% граждан этих “сил” вполне достаточно.

Вы говорите: “Казна прохудилась?” – а разве могло быть иначе? Диктатура – это очень дорогое “удовольствие” для общества. Какая экономика может выдержать такие нагрузки? Целую армию идеологов кормить надо? Кормим. Всяких там пропагандистов-агитаторов кормить надо? Кормим. Несметные “полчища” управленцев-администраторов, контроллеров, проверяющих, охраняющих, оберегающих, предупреждающих и прочих ненужных кормить надо? Кормим.


Численность МВД, по сравнению с временами БССР, выросла в 6 раз. Кормить надо? Кормим. Внешний долг, который с 0 вырос за это время примерно до 17 млрд. долларов, обслуживать и отдавать надо? Надо.

Большинство из перечисленных категорий – высокооплачиваемые “труженики горячего цеха” потребляют народные денежки, не пополняя казну. А вышли они из реального сектора экономики. И получается картина маслом – на одного с сошкой семеро с ложкой. А те, кто с сошкой, получают от 200 долларов и меньше, хотя в среднем по стране что-то около 500 долларов. И тенденция негативная.

Не надо забывать и о коррупции, “крышевании” чиновниками и силовиками бизнеса, что тоже не способствует экономическому росту.

- Справедливости ради, нужно отметить, что борьба с коррупцией у нас все-таки ведется. Вы согласны?

- Я согласен. Только борьба как процесс. И как ни странно, чем больше борьба, тем больше коррупции. Нет цели уничтожить, победить коррупцию. А победить коррупцию можно. Только нужно бороться не с коррупцией как следствием, а с причинами, ее порождающими.

Причин несколько. Во-первых, субъектом такого преступления, как коррупция, является чиновник, должностное лицо, которое обладает правом контролировать и распределять финансовые и материальные потоки, принимать решения, от которых зависит судьба гражданина или решаемые им вопросы. И здесь прямая зависимость. Чем больше чиновников, тем больше коррупции. Необходимо чиновника, как регулятора отношений, заменить на Закон. А Закон, как известно, взяток не берет. Определяет права и обязанности сторон.

Во-вторых, воры и жулики хорошо себя чувствуют, когда темно и тихо. То же и при коррупции. Чем больше скрыты финансовые и материальные ресурсы от глаз людских, тем больше соблазна незаметно прихватить себе на “черный день”. Поэтому нужно делать максимально прозрачными все эти финансовые и материальные потоки для граждан. Деньги – то народные, зачем их прятать от народа. Все общество и каждый гражданин должны быть заинтересованы в выявлении фактов коррупции.

В-третьих, свободные СМИ лучше всяких спецслужб способны вскрывать проявления коррупции. Поэтому их действительно необходимо сделать свободными и, более того, защищать от воров и жуликов.

В-четвертых, в общественном сознании необходимо формировать устойчивый антикоррупционный иммунитет через СМИ. Не эмоции злой радости по поводу ареста очередного коррупционера, а именно негативную реакцию к самому явлению.

К сожалению, все вышеперечисленные меры невозможны в данное время в нашем обществе. Коррупция – это неотъемлемая составляющая всех закрытых обществ во главе с диктатором. Победа над коррупцией возможна только в демократическом обществе, где народ избирает и контролирует власть.

То, что А.Лукашенко борется с коррупцией, это вынужденная борьба. Коррупция не только опустошает народный кошелек – бюджет, но и подрывает авторитет власти. А что, если народ перестанет верить власти, он перестанет жить в своем виртуальном будущем и спустится в суровое настоящее, да еще вспомнит, кто в доме хозяин.

- Про оппозицию сейчас лучше не заикаться – лежачего бить не принято?

- При диктатуре такого понятия, как оппозиция, нет. Она или в могиле, или в тюрьме, или в изгнании. Первая задача, которую должен решить диктатор, дорвавшись до власти – это уничтожение всех реальных конкурентов, претендующих на власть. Остаются только те, кто не представляет угрозы для диктатора, но могут поучаствовать в спектакле в качестве “оппозиции”. Поэтому в спектакле не важна фамилия актера, важна роль. Для каждого сценария режиссер подбирает актера. Сколько их было – и не вспомнить. Это такой своеобразный политический бизнес. Им ведь тоже кушать хочется. Поэтому все они рвутся поучаствовать в спектакле. За неучастие никто деньги платить не будет. Сценарием бойкот не предусмотрен.

Поэтому на актеров я и смотрю как на актеров. Как они вжились в роль, насколько убедительны, эмоциональны и т.д. Актеров бить за что?

При диктатуре вопрос о власти решается между диктатором и народом. Народ должен сначала вернуть себе конституционное право быть первоисточником власти. И только потом народ будет решать, кого избрать во власть. Появится власть, избранная народом, появится и оппозиция.

- Временами кажется, что Лукашенко правит страной по принципу “что хочу, то и ворочу”. Почему беларусы позволяют творить с собой все, что кому-то вздумается?

- Почему только А.Лукашенко? Так правит любой диктатор. Такая система управления обществом. Закон при диктатуре – это диктат, воля правителя. При демократии Закон – это коллективный договор. При диктатуре кто и с кем договаривается? При демократии Закон прописывает права и обязанности сторон и общество живет, соблюдая обязанности и пользуясь правами, причем равными для каждого гражданина.


Не беларусы позволяют, а их зомбированное сознание. Народ здесь ни причем. Вспомним немцев при Гитлере и после него. Народ один и тот же – сознание разное. Можно привести в пример корейцев. Юг-север. Народ один, сознание разное. Примеров можно много приводить. Кто внимательно слушает А.Лукашенко, тот обратил внимание, что и при назначении новых редакторов, и на совещании с идеологическими работниками, и на встрече с лидерами БРСМ он неоднократно повторял, что сейчас борьба идет за умы и души граждан. Сознание – вот поле боя. Идея становится силой, когда ей овладевают массы. Не мной сказано. Не важно, какая идея, главное, чтобы в нее поверили массы и тогда твори с ними (массами) что хочешь.

- Станет ли нынешняя президентская кампания очередной “элегантной победой” Лукашенко? Или все-таки есть отличие от прежних лет?

- Исходя из своих представлений и логики, если А.Лукашенко заявляет себя на главную роль в этом спектакле, с вероятностью 1.0 могу утверждать, что Л.Ермошина объявит его победителем. При “забронзовелых” диктатурах только Всевышний может внести корректировки в сценарий.
Отличия от прежних лет возможны, но суть их не влияет на итог. Возможны новые актеры. А.Дмитриев обещает более веселое представление. Вполне возможно, вместо спектакля нам покажут цирковое представление.

- Беларусы десятилетиями надеются на экономические реформы и на политические перемены. Возможны ли при Лукашенко хотя бы минимальные перемены в стране?

- Минимальные перемены в стране возможны. Но они будут настолько минимальны, чтобы не нарушить экономический фундамент и политическую надстройку Системы диктаторской власти. Да, где-то подкрасить, где-то подклеить, где-то подштукатурить, не более того. Реформы – это изменение общественно-политических и социально-экономических отношений. Это переход от диктатуры к демократии.

Надеяться на “либерала-рыночника” С.Румаса не стоит. Он вырос в этой Системе и вознесен Системой на второй по значимости пост в стране. Если он начнет экономические реформы, рухнет политическая надстройка. Система позволит себя завалить? Он такой же технический Премьер-министр, как и предыдущие. Его задача – создать иллюзию в сознании граждан, что будут какие-то положительные изменения, опять же завтра. Пройдет 2-3 года, экономика не даст положительных результатов, и он уйдет как А.Кобяков, только не как “пофигист”, а как “либерал-рыночник”. А у А.Лукашенко будет аргумент, что в Беларуси рыночные методы в экономике не работают.

Я думаю, А.Лукашенко помнит, к чему привели игры в демократию М.С.Горбачева. Одной из причин долголетия на своем диктаторском посту и является то, что А.Лукашенко ни на секунду не позволил себе поиграть в демократию. Поэтому никаких экономических реформ, никаких выборов, никакой оппозиции при А.Лукашенко не будет. Там, где начинается демократия, там заканчивается диктатура.

С моей точки зрения, все достаточно просто. Экономика любой страны будет развиваться с положительным эффектом, если в основе ее лежат объективные законы. Если кто-то пытается своими субъективными “инструментами” ее корректировать, обязательно загоняет экономику в кризис. Кризис в любых отношениях – это сигнал об отклонении или нарушении объективных Законов. Этот мир создан не нами, этот мир создан не мной, так, кажется, поется. Проблемой диктатур и является то, что они вообще не стремятся жить по Законам, поэтому из кризисов и выбраться не могут.

Чтобы жить в гармонии с окружающим миром, важно познать объективные Законы, по которым он существует и не нарушать их.

А перемены, безусловно, будут. И не минимальные. Теоретически возможны перемены и мирным путем, и не очень мирным. Мирные перемены возможны, если диктатор добровольно откажется от узурпированной им власти и вернет народу право быть первоисточником власти, как это записано в Конституции. С моей точки зрения, вероятность такого развития событий стремится к нулю.

Немирный путь – это открытый конфликт между диктатором, который не захочет отдавать власть, и законным хозяином власти – народом. Это будет возможно тогда, когда сознание народа вернется в адекватное состояние. И все к этому идет.


С одной стороны, нельзя бесконечно верить в ложь и неисполненные обещания. С другой стороны, сокращаются экономические возможности диктатора поддерживать минимальный уровень благосостояния граждан, за которым начинается бунт, бессмысленный и беспощадный.

Народ при диктатуре отстранен от выбора вариантов развития ситуации и управления процессами. Бунт – это крик прозревшего сознания, это выброс негативной энергии, накопленной за десятилетия. Все, к сожалению, зависит от благоразумия и решения А.Лукашенко, по какому пути идти – мирному или не мирному.



←Главные события минувшего года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика