- В декабре цена барреля нефти Brent упала ниже $50 – и это антирекорд за весь календарный год. В последний раз нефть была такой дешевой в 2017 году. Цены на нефть почти неуклонно снижаются с начала октября 2018 года, - рассказала «АиФ» эксперт по финансам Жанна КУЛАКОВА. - ОПЕК так и не сумел поддержать рынок, несмотря на то что в ходе заседания 5-7 декабря было принято решение сократить суточную добычу на 1,2 млн баррелей. Инвесторов настораживает краткосрочность сделки – на этот раз она будет действовать всего полгода, хотя предыдущее соглашение заключалось сроком на 1 год. А если учесть, что за период с июня по ноябрь США нарастили добычу на 1 млн баррелей в сутки, то станет понятно, что меры ОПЕК, скорее всего, не приведут к реальному сокращению глобального предложения нефти.
По мнению эксперта, стремительный рост добычи в США – один из главных факторов давления на котировки нефти сегодня, и, по всей вероятности, он не потеряет актуальности и в новом году. По данным Американского института нефти, в ноябре в США добывалось уже 11,6 млн баррелей в сутки – с такими показателями США становятся крупнейшим производителем нефти в мире. Для сравнения, два года назад Штаты с показателем менее 9 млн баррелей в сутки были на третьем месте после Саудовской Аравии и России.
- С учетом динамики нефтяной отрасли США и недостаточно эффективных мер ОПЕК можно предположить, что в обозримой перспективе рост предложения нефти на глобальном рынке продолжится. А вот спрос, наоборот, может сокращаться из-за замедления мировой экономики в целом и Китая в частности. Таким образом, цена нефти вполне может продолжить снижение.
Уменьшение цен на нефть создает предпосылки для дальнейшего падения российского рубля, что повышает риски и для валютного рынка Беларуси. Кроме того, уже сейчас баррель стоит дешевле, чем заложено в бюджете Беларуси на 2019 год ($60), а это означает, что в реальности бюджетные поступления могут оказаться меньше, чем планировалось, в том числе поступления, номинированные в иностранной валюте. Следствием этого может стать необходимость сокращения расходов и поиска дополнительных источников финансирования валютного госдолга.