СВЯТОЙ НИКОЛАЙ В «ОБРАБОТКЕ»
Казалось бы, какая разница – Дед Мороз или Санта-Клаус, ведь они так похожи? И всё-таки Дед Мороз – это наш культурный феномен, и различия существенные.
Прообразом Санта-Клауса, как известно, является святой Николай Чудотворец, который, согласно преданию, наделял подарками бедняков, имевших детей, – изначально в западных странах праздник, связанный с дарением подарков к 6 декабря – Дню святого Николая. Затем, однако, в период церковной реформации праздник «сдвинулся» на Рождество, и эта традиция сохранилась.
Современный образ Санты стал формироваться в США в конце первой половины XIX века во многом благодаря произведению Клемента Мура «Ночь перед Рождеством, или Визит святого Николая». К концу XIX века легенда о Санте приобретает законченный вид. В 1930-х годах Санта-Клаус переживает внешнее преображение, приобретая современные цвета костюма. А «виной» тому рекламная кампания известной газировки, боссы которой жаждали увеличить продажи напитка по всему миру.
Пытался Санта, он же святой Николай, пробиться и к нам. Попытки организовывать рождественские торжества с его участием начались при Александре II, но потерпели неудачу.
ЗЛОЙ СТАРИК, ДОБРЫЙ СТАРИК
А что же Мороз? Ещё раньше, у славянских племён, он имел противоречивую репутацию. Восточные славяне представляли Мороза как старика с белой бородой, который, «поскакивая да пощёлкивая», нагоняет сильнейшую стужу. В зимние праздники принято было выставлять на порог дома кутью, кисель или блины, чтобы задобрить старичка, который в гневе мог заморозить землю и лишить надежд на хороший урожай. Встреча с Морозом необязательно была радостной – согласно поверьям он мог как одарить человека, так и заморозить его насмерть.
Менять репутацию Мороза начал наш «Клемент Мур» – писатель Владимир Одоевский. В 1840 году он выпустил сборник «Сказки дедушки Иринея», в который была включена сказка «Мороз Иванович». Доброго волшебника, живущего в ледяном доме и спящего на перине из снега, можно считать предтечей современного Деда Мороза.
Но только предтечей, поскольку образ Одоевского, в отличие от творения Мура, в массовом сознании не прижился.
На рождественских праздниках появлялся Мороз Иванович, седой старик в красной шубе, но большой популярности он не обрёл.
Дело в том, что рождественские ёлки для детей сами по себе не были массовыми. То, что было доступно отпрыскам семей имущих классов, детям рабочих и крестьян и присниться не могло. Те, кто с ранних лет должен был зарабатывать на кусок хлеба, не верили ни в какого доброго волшебника.
СДЕЛАНО В СССР
Октябрьская революция окончательно закрыла толком не прижившуюся традицию. Рождественские, а заодно и новогодние праздники были объявлены религиозным пережитком и отправлены на «свалку истории».
Но в середине 1930-х годов в Советском Союзе решили – праздники, в том числе и детские, народу нужны. Но только это должны быть новые праздники с новыми традициями.
В декабре 1935 года в Харьковском дворце пионеров прошла первая в СССР официальная новогодняя ёлка. 1 января 1937 года в Московском Доме союзов состоялся бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.
Акценты были смещены – главным праздником становилось не Рождество, а Новый Год, который имел подчёркнуто светский характер. Соответственно и Дед Мороз, ставший главным распорядителем праздника, никакого отношения к Санте и святому Николаю не имел. В нём куда больше от языческого божества, облагороженного и поставленного на службу советскому человеку.
В 1942–1943 годах писатель Самуил Маршак написал пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». В этой истории, происходящей в Новый Год, фигурируют Декабрь и Январь – суровые старики с бородами и в шубах, с посохами в руках. В таком виде и будут представлять Деда Мороза последующие поколения советских детей.
«БОРОДА ИЗ ВАТЫ…»
Вплоть до 1960-х годов советская идеологическая составляющая у Деда Мороза была сильна. Одаривая детей подарками, он не переставал славить вождей, партию и звать к новым свершениям.
Но это не помешало детям да и родителям полюбить новогоднего волшебника всей душой.
Надо сказать, что в советские годы разработкой биографии Деда Мороза не слишком утруждались. Дед Мороз приходит на Новый Год с мешком подарков, сопровождаемый внучкой Снегурочкой, и приносит всем радость – большего и не требовалось.
В отличие от Санты, у отечественного Деда Мороза не было определенного транспорта, места проживания, способов проникновения в жилище и т. д.
К большинству детей Дед Мороз приходил на утренники или домой, но через дверь и в сопровождении родителей.
Таким он и остался сегодня, несмотря на то что теперь у него есть официальный адрес (причём не один).
ВОЛШЕБНИК БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
Так в чём отличие Деда Мороза от Санты?
Во-первых, на нашего Дедушку, как уже говорилось, не работает вся мировая индустрия, и транснациональные корпорации не используют его для своего продвижения. Тем не менее Дед Мороз остаётся любим народом.
Во-вторых, ему, как продукту советской эпохи, сулили вымирание после распада СССР и демонтажа советской идеологии. Но Дед Мороз пережил и систему, в которой возник, и нападки недругов.
В-третьих, Дед Мороз – хозяин светского праздника, что очень важно в многонациональной и многоконфессиональной стране. Если Санта-Клаус всё-таки имеет жёсткую привязку к Рождеству, христианскому празднику, то Новый Год и Дед Мороз свободны даже от формальных религиозных ограничений.
Дед Мороз – это наша подлинная духовная скрепа, объединяющая целые поколения. Он был, есть и будет, за что ему огромное спасибо.
Андрей СИДОРЧИК