Совсем нюх потерял: Особенности самого дорогого уголовного дела
30.12.2018 21:51
—
Разное
Жесточайшая борьба с коррупцией выдает неожиданные результаты: взяточники не только не перевелись, а вышли на новый, доселе невиданный уровень - стали хитрее, крупнее и наглее. В уходящем году пальмы первенства в этом криминальном соревновании безоговорочно, по версии «БелГазеты», достоин бывший гендиректор ОАО «Банковский процессинговый центр» (БПЦ) Геннадий Зубарев. Взятками он получил более $3,5 млн. Брал частями в удаленном состоянии.
Когда у Геннадия Зубарева спросили на следствии: «Зачем тогда были нужны незаконные доходы?», он произнёс: «Хороший вопрос, но сейчас на него не могу ответить»
Фото: Василий Семашко
На месте Геннадия Зубарева (до ареста, конечно) мечтал оказаться любой среднестатистический белорус. У него было все: престижная должность, зарплата под $3 тыс. в месяц, очень приличная сумма на счетах в белорусских банках, а также почет и уважение. Потерял все, и свободу в придачу.
Справка. В 2018г. Геннадий Зубарев дважды выслушал в свой адрес обвинительные приговоры. 9 февраля суд Московского района Минска признал его виновным в совершении преступлений по ч.3 ст.430 (получение взяток в особо крупном размере) и ч.4 ст.210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями). По совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно Зубарев получил 6 лет с конфискацией всего имущества и с лишением права занимать руководящие должности на срок 5 лет. Его признали виновным в получении взяток в период с июля 2010г. по 29 июля 2016г. Вместе с ним осудили и гражданина Латвии менеджера по продажам компании Tieto Latvia SIA Никиту Мелниковса, признанного виновным в даче взятки в крупном размере, получившего 2 года лишения свободы. Оба свою вину полностью признали. Процесс по второму делу Зубарева также проходил в суде Московского района и был посвящен эпизоду получения взяток с 19 августа 2004г. по 26 августа 2004г. Приговор огласили 30 мая. На основании ч.3 ст.430 УК Зубарев снова получил 6 лет, но с учетом уже имевшегося срока «путем частичного сложения наказаний», окончательно его приговорили к 7 годам лишения свободы. И в этом случае он полностью признал свою вину.
ПЕРВАЯ ОСОБЕННОСТЬ ДЕЛА: ЗУБАРЕВ ВЗЯЛ
Эту коррупционную историю без натяжек можно признать уникальной. Судом установлено, что взятки топ-менеджер получал за лоббирование интересов иностранных компаний при заключении договоров на приобретение БПЦ лицензии и исключительного права использования программного обеспечения, услуг, банкоматов, расходных материалов и запчастей. Но не наличными в конвертах или чемоданах, а исключительно безналичным способом. Деньги взяткодатели перечисляли на зарубежные счета фирмы Зубарева ITI Corporation, которую он специально зарегистрировал, а также на счет, открытый на его имя в банке Citadele (Латвия).
Следующая особенность - суммы взяток. По первому делу. От компании Tieto Latvia SIA гендиректор БПЦ взятками получил 2,262335 млн. евро (или $2,582 млн.). Еще две взятки - $256 тыс. и $408 тыс. - Зубарев получил от «неустановленных лиц» за лоббирование интересов иностранных компаний при заключении договоров на приобретение банкоматов и пр. Эти взятки шли со счетов компаний ЮАР, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Также Зубарева признали виновным в хищении средств БПЦ в размере BYN414 тыс. (более $200 тыс.). По второму делу. Речь шла о лоббировании интересов компании NCR GmbH (ФРГ), у которой БПЦ закупал банкоматы марки NCR, программное обеспечение, расходные материалы и запчасти. В обвинении отмечалось: «Реализуя свой преступный умысел, Зубарев с 28 августа 2004г. по 26 сентября 2006г., находясь в Беларуси, в т.ч. по месту своей работы в Минске, пр. Дзержинского, 69/1 кабинет N618, принял от неустановленного лица незаконное денежное вознаграждение на общую сумму $120651 путем поэтапного перечисления указанной суммы со счетов иностранных компаний, открытых в банковских учреждениях США и ФРГ, на указанный Зубаревым счет».
Итого: вместе с эпизодом хищения общая сумма нажитого нечестным путем составила $3,566 млн. плюс-минус пару долларов с центами.
ВТОРАЯ ОСОБЕННОСТЬ ДЕЛА: ЗУБАРЕВ ОТДАЛ
В первом приговоре сообщалось, что на депозитном счете КГБ находятся средства, перечисленные компанией ITI Corporation «в качестве возмещения дохода, полученного преступным путем», - 2,053 млн. евро и $430 тыс. Суд постановил обратить их в доход государства. Вероятно, эти деньги помог вернуть сам Зубарев. Также на депозитном счете КГБ находились деньги, которые, возможно, были перечислены родственниками обвиняемого. Поступили они 11 переводами, суммы - от 4 тыс. евро до $805 тыс. Если их сложить, то получается, что на счетах КГБ находилось не менее 2,228 млн. евро и $2,452 млн. В долларах общая сумма составила без $2 тыс. - $5млн. А это значительно больше, чем инкриминировалось Зубареву.
ВТОРАЯ ОСОБЕННОСТЬ ДЕЛА: ЗУБАРЕВ ПОТЕРЯЛ
Как правило, в коррупционных делах присутствует такой неприятный вид наказания, как конфискация имущества. У Зубарева государство в свой доход обратило: автомобили Mercedes и Mini Cooper, доли в компаниях и акции, гараж, квартиру на ул. Железнодорожной в Минске, мотоцикл BMW и 3 прицепа. Общая сумма не называлась. На многочисленных счетах Геннадия Зубарева в белорусских банках, как сообщалось в приговоре, находились различные суммы - от копеек до сотен тысяч евро и долларов, максимальная - $280 тыс. Всего, без учета копеек, рублей и центов, $874 тыс., 117 тыс. евро и около BYN125 тыс. - это примерно $1,066 млн. Вероятно, накопления были честно заработаны Зубаревым, в противном случае он бы не рискнул их хранить в белорусских банках. Проще говоря, экс-глава БПЦ Зубарев был официальным долларовым миллионером. И чего ему не хватало?
На одном из допросов на следствии обвиняемый сказал: «Моя зарплата в БПЦ составляла порядка Br60 млн.» (около $3 тыс.). На другом допросе он обронил такую фразу: «Моя зарплата не соответствовала моей должности». В ходе обыска у Зубарева был изъят ноутбук и необходимые инструменты для изучения его зарубежных счетов. Распечатки с движением денег ему представлялись, он с ними соглашался. Также в ходе следствия обвиняемый рассказал, как эти деньги тратил.
По его словам, купил «мерседес» и дом в Венгрии, в нескольких километрах от озера Балатон. Как бонус от приобретения недвижимости получил вид на жительство в Венгрии на один год. Также тратил деньги на семью и другие нужды. Примечательно, что в ходе одного из допросов Зубарев сообщил следователю, что вполне мог купить этот дом и на собственные доходы. А когда его спросили: «Зачем тогда были нужны незаконные доходы?», он произнес: «Хороший вопрос, но сейчас на него не могу ответить».
В судах Зубареву этот вопрос не задавали. Ответ на него знает каждый: много денег не бывает. Главная же потеря нашего 58-летнего героя даже не деньги, а свобода. А сколько раз президент предупреждал? Мол, «смотрите, мужики, лучше нищим, но на свободе, чем богатым там», где сегодня Геннадий Васильевич. Правда, назвать сегодня богатым бывшего руководителя БПЦ язык не поворачивается.