Дед Мороз ВВК — Выдержанный Отличного Качества. История новогоднего персонажа со стажем
Пожалуй, такого профессионального стажа, как у брестчанина Бориса Бухтеева, нет ни у кого из брестских Дедов Морозов.
Автор фото: Юрий МАКАРЧУК и Евгений МАКАРЧУК
Свой первый новогодний утренник в алой шубе, с бородой и посохом он провел, будучи еще учеником 9 класса. Это было в далёком 1961 году, когда Юрий Гагарин полетел в космос.
Кружок Сарвера
Родители Бориса Павловича приехали в Брест из Сталинграда, почти сразу после освобождения города от фашистов в 1944 году. Мама Таисия Алексеевна устроилась школьным учителем, а отец Павел Лукич стал главным механиком в типографии. Через год у них родился сын Боря. Как и положено, в семь лет мальчик пошёл в школу, а уже через год записался в драматический кружок, который вел легендарный брестчанин Михаил Сарвер. Этот человек дружил с Вольфом Мессингом и был его первым администратором, основал в довоенном Бресте синематограф «Лотос», а также был конферансье и продюсером большинства артистов, выступавших в городе над Бугом еще при Польше.
Маленький Боря Бухтеев попал в надежные руки. Школьником он закончил обучение в театральной студии при Доме народного творчества, которая готовила руководителей самодеятельных театральных коллективов. Преподавал там актёр нашего драмтеатра Николай Ладейников, а упомянутый Сарвер заведовал костюмерной частью и вел занятия по сценическому гриму. В студии начинающего актера научили владеть своим великолепным басом и общаться с публикой. Подающий большие надежды парнишка даже получал роли в спектакле драмтеатра «Люди, которых я видел» и других постановках.
Блин не комом
Дебют в качестве Деда Мороза у девятиклассника Бухтеева был в 13 школе, он выступил по просьбе своей мамы, которая там преподавала. Всё прошло гладко, сказалась хорошая актёрская подготовка. «Первым новогодним представлением, за которое мне заплатили деньги, было выступление на огоньке работников Брестского облпотребсоюза, — вспоминает Борис Павлович. — Наряд Деда Мороза мне одолжили в одном из детских садиков, где я выступал бесплатно, а с остальным помог дядя Коля, работавший гримером в театре. На представление я пришел со своими Снегурочкой и гармонистом. Успех был несомненным, так что предложения посыпались одно за другим. Проводили за день по несколько утренников для детей и взрослых.
Мечте не суждено
После школы Борис уже не мыслил себя без актерства и сразу поступил в Саратовское театральное училище имени Слонова, где учился в одной группе с Олегом Янковским, будущим народным артистом СССР. Однако задержался там всего на год: общежития не давали, а денег на съемное жилье и жизнь катастрофически не хватало. Пришлось вернуться домой.
Вскоре Бориса призвали в армии. Срочную службу проходил в городе Мирном возле космодрома Плесецк. Но и тут повезло: командир полка оказался заядлым театралом и отпускал рядового Бухтеева вести драмкружок в школу, где учился его сын. Потом этот мальчик вырос и, когда был проездом в Бресте, разыскал Бориса Павловича. Оказалось, его друг и одноклассник, с которым они посещали школьный драмкружок, работает в Малом театре в Москве.
Вернувшись после армейской службы в родной Брест, Борис Бухтеев поступил на филологический факультет пединститута. Окончив вуз, молодой педагог пошел работать в школу преподавателем труда — сказались навыки, полученные от отца, который обучал сына работе на токарном и других станках.
Дед Мороз — это призвание
«Вот тогда и пошла моя самая большая работа Дедом Морозом. В парке 1 Мая мы с его художественным руководителем Арнольдом Бурдо писали сценарии для новогодних представлений на площади Ленина. Минуя Рождество, мы организовывали другой зимний праздник — «Брестскую снежинку», которая проводилась в феврале с участием всех новогодних персонажей, в том числе Деда Мороза. По сути это торжество заменяло Масленицу и включало в себя некоторые традиционные обряды прощания с зимой, такие как сжигание чучела. Участвовали в празднике многие сказочные персонажи: Леший, Снежинка, Нестерка, Медведь, скоморохи и другие. Иногда в представлении было до пятнадцати актеров, среди них такие профессионалы, как Константин Перепелица, игравший Емелю, Михаил Перепечко, Иван Мацкевич и прочие.
В 1970 году я по сценарию ночью на площади Ленина поздравлял брестчан с Новым годом. Для этого меня подняли в люльке подъемника грузовой машины на самую верхотуру. Рядом стояла радиомашина, через которую передавали звук. Услышав мои речи, какой-то шутник бросил клич: «Качать Деда Мороза». Толпа, обступившая машину, на радостях приподняла грузовик голыми руками. Ох и натерпелся я страху! Пока водитель опускал корзину вниз, казалось, что она раскачивается с амплитудой в несколько метров.
В следующем году мне удалось превратить разношерстную подгулявшую публику в шесть больших хороводов, которые на всю площадь пели новогодние песни. Потом, как водится, проводил забавные игры и конкурсы, читал поздравления, дарил подарки детям. А для моей безопасности стали выставлять милицейскую охрану вокруг машины с подъемником».
Борис Павлович вел новогодние вечера в главных ресторанах города — тогда это были «Брест», «Буг», «Москва» и «Интурист», — домах культуры и на многих частных мероприятиях.
Издержки профессии
«Было немало необычных и курьезных случаев. Однажды провести встречу Нового года меня пригласили в ресторан «Брест». Директор, в кабинете которого я гримировался, обычно уходил домой, но в этот раз остался, что было необычно. Оказалось, при стандартной вместимости двух залов ресторана в 260 человек столы накрыли больше чем на 500 гостей. Когда заиграла живая музыка, в зале из-за столпотворения стало невозможно даже двигаться, не то что танцевать. Запахло скандалом, публика возмущалась. Пришлось разбить народ на две команды — Деда Мороза и Снегурочки. Пока одна половина танцевала, другая закусывала за столами, потом менялись. Музыканты, подчинявшиеся мне, каждый танец исполняли по два раза, чтобы никому не было обидно.
После благополучного завершения вечера директор ресторана Михаил Несенюк открыл в своем кабинете сейф и вручил мне в качестве извинения бутылку армянского коньяка с маркировкой КВВК — коньяк выдержанный высшего качества».
А однажды Бориса Павловича пригласили провести Новогодний огонёк в ресторане «Интурист». А тут звонит хороший товарищ, с которым они вместе учились в пединституте, в то время директор ресторана «Москва» Юрий Бычков, и просит прийти к ним. Пришлось им со Снегурочкой всю ночь курсировать между двумя ресторанами — хорошо, что располагались они рядом, — и зажигать публику то в одном, то другом заведении.
Конечно, для проведения в таком ритме новогодних праздников нужны отменное здоровье и абсолютная трезвость. Так что обычно первую рюмку за новый год Дед Мороз поднимал у себя дома не раньше седьмого-восьмого января.
О Снегурках
На вопрос, сколько у вас было Снегурочек, Борис Павлович хитро улыбается и говорит: «Явно больше двадцати, причем в разные годы эту роль исполняли в дуэте со мной жена Людмила и две мои дочки Маша и Таисия. Некоторые мои Снегурки потом выдвигались на руководящие должности. Со многими сохранились теплые отношения: звонят, шлют СМС с поздравлениями в канун праздников».
Эпилог
Борис Бухтеев востребован до сих пор, сохраняет бодрость духа, неповторимый голос и дед-морозовскую стать. Он не изменяет традициям старой школы: чтобы зрители по-настоящему поверили в сказочного героя, свой образ он должен проработать до мелочей. Все средства для чудесного перевоплощения, а именно настоящий актерский грим, специальный клей для бороды и усов и, следовательно, средство для снятия клея, а также многое другое, наш Дед Мороз носит в раритетном, музейного вида чемоданчике, который служит ему с первых новогодних праздников.
На этот Новый год Борис Павлович тоже намерен тряхнуть стариной, знакомые, сотрудники ГАИ, попросили поучаствовать в поздравлении ребятишек в детском социальном приюте. Ну как здесь откажешь!