Идеальных преступлений не бывает. Злоумышленник всегда оставит после себя след. Отпечаток руки или обуви, образец ДНК, колею автомобильного протектора, вмятину на взломанной двери или запах. Для судебного эксперта любая из этих деталей — как подпись преступника.
Сегодня в базах данных Государственного комитета судебных экспертиз зафиксированы образцы миллионов объектов. Эта информация бесценна при раскрытии разных преступлений. Не менее важную роль в расследовании играет и высокотехнологичное оборудование, которым оснащены даже региональные экспертные учреждения. О специфике работы экспертов в современных условиях мы поговорили с начальником управления Госкомитета судебных экспертиз по Гродненской области Александром ЖУКОВЫМ.
— Ежегодно управлением проводится около 30 тысяч экспертиз и исследований. Но, наверное, неправильно было бы оценивать работу экспертов количественными критериями?
— Мы уделяем основное внимание качеству и оперативности. Это главные критерии оценки нашей работы. Количество проведенных экспертиз — показатель второго плана. Ежедневно возникает необходимость в проведении срочных экспертиз, и наша задача в условиях ограниченного времени — дать точный ответ по возможности на все вопросы. В основном срочность необходима при определении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. При задержании человека, при котором находят неизвестное вещество, у сотрудников правоохранительных органов есть только 2 часа, чтобы принять какие–либо процессуальные решения. Сегодня такие экспертизы мы проводим в течение 45 — 50 минут. Фактически на месте происшествия идет процесс оформления необходимых процессуальных документов, а эксперты выдают уже готовый результат.
— Можно ли сказать, что для современного эксперта преступление не имеет срока давности?
— С появлением Госкомитета судебных экспертиз была поставлена и успешно выполнена задача по созданию в центральном аппарате единой базы ДНК. Благодаря ей, а также высокоточному оборудованию, имеющемуся у нас в распоряжении, мы раскрываем преступления даже 20–летней давности. Например, в нашей области недавно человек был осужден за убийство 2000 года. Не потому, что раньше плохо работали — просто не было нынешних возможностей. Те биоматериалы, которые изымались на месте преступления, не позволяли идентифицировать конкретную личность. Сейчас — позволяют. Прошло 18 лет, и уже 51–летний гражданин, имеющий семью, работу, хорошо характеризующийся, оказался убийцей. С особой жестокостью лишил жизни 19–летнюю девушку... База ДНК постоянно пополняется. В прошлом году только Гродненская область поставила на учет более 5.000 образцов.
— Наверняка не только технические новинки играют решающую роль в заключении эксперта. Уверена, что бывали случаи, когда дела раскрывались благодаря знаниям и профессионализму специалистов.
— Зачастую высокая квалификация специалиста в совокупности с техническим оснащением позволяют распутать самые сложные случаи. В пример приведу резонансный случай, когда в 2016 году было совершено убийство таксиста. Тогда эксперты на торце двери автомобиля обнаружили фрагмент следа пальца. Да, у нас есть высокотехнологичное оборудование, но тогда и экспертам пришлось провести кропотливую работу. Сначала — чтобы в темноте, в непростых погодных условиях не упустить важную улику, а после — идентифицировать причастное лицо по небольшой части следа пальца. В результате предполагаемый убийца был установлен менее чем за сутки. Им оказался 22–летний ранее судимый житель деревни Новоселки Гродненского района.
Житель одной из деревень обнаружил пулевое отверстие в двери своего дома. Выехавший на место эксперт–баллист за полдня точно установил место, с которого был произведен выстрел, и нашел саму пулю. А ведь речь идет о площади в несколько километров! Работа была проведена громадная. Установили, что стрельба велась охотником по кабану: неподалеку от траектории полета пули обнаружили следы этого животного. А по изъятой пуле установлен и сам охотник.
— Всем известно, что преступников часто находят по отпечаткам пальцев, но недавно в Гродненской области была раскрыта серия угонов благодаря экспертизе запаха. Чего мы еще не знаем о вашей работе?
— Хочу отметить, что экспертиза запаха — очень качественный и точный метод исследования. В центральном аппарате Госкомитета также собрана богатая база данных запаховых следов. Я не знаю ни об одном опровергнутом результате. Но и экспертиза отпечатков следов рук сегодня вышла на новый уровень. У нас есть возможность их передачи по закрытым каналам связи с мест происшествия для проверки по базе криминалистических учетов. Бывает, еще не закончился осмотр места происшествия, а мы уже знаем лицо, причастное к данному происшествию. Был случай, когда молодого человека, осквернившего церковь в Дятловском районе, задержали до того, как он дошел до дома.
- Случалось так, что выводы экспертов меняли предварительные версии, которые, казалось, были на поверхности?
— Взять хотя бы недавний случай в Зельвенском районе. Жена сообщила в милицию о самоубийстве бывшего мужа. Однако наши эксперты установили, что смерть носит криминальный характер, и в дальнейшем была доказана причастность к нему самой женщины. Или вот еще обратный пример. Неподалеку от дороги находят тело мужчины с многочисленными переломами. Создавалось впечатление, что это последствия ДТП. Естественно, была начата работа по поиску следов: искали остатки автомобильной краски, фар. И только после вмешательства судебного медицинского эксперта выяснилось, что это суицид. Человек выпрыгнул из окна многоквартирного жилого дома, сильно оттолкнувшись, а упав, скатился по уклону прямо к дороге.
— К вам обращаются и организации, и физические лица...
— Самым большим спросом пользуется услуга по определению отцовства по ДНК. Часто обращаются за экспертным заключением психиатров перед проведением сделок по купле–продаже квартир. Это делается для того, чтобы впоследствии никто не мог оспорить договор на основании факта недееспособности одной из сторон. И были случаи, когда наши эксперты предотвращали сделки с людьми, которые в силу каких–либо обстоятельств, в том числе болезней, не могли понимать значения своих действий и руководить ими. Проводятся экспертизы качества техники, ремонтных работ, недвижимости. Все заработанные средства мы направляем на расширение материально–технической базы.
В Госкомитете трудятся более 40 кандидатов и 5 докторов наук. Ими ведется серьезная работа по созданию единой экспертной методологии. Специалистами Гродненского областного управления разработана уникальная методика исследования химического состава почечных камней. Она была согласована с отделением урологии Гродненской больницы скорой медицинской помощи. Пока мы единственные в стране проводим такой анализ. Спрос на эту услугу огромный. Дело в том, что все три разновидности почечных камней лечатся чуть ли не противоположными способами. Стоит ошибиться в диагностике — и вместо лечения можно получить усугубление заболевания. Мы называем химический состав камня, а лечащий врач назначает лечение на основании точных данных.