Пересядут ли белорусы с Volkswagen на Geely и сколько будут стоить новые авто: прогнозы экспертов
Уходящий 2018 год оказался довольно успешным для рынка новых автомобилей. Окончательные итоги мы подведем после Нового года, но уже сейчас можно сказать, что рост был, и немалый. А что будет с авторынком в целом и ценами на новые автомобили в частности в наступающем году? AUTO.TUT.BY попросил некоторых игроков белорусского автомобильного ритейла поделиться прогнозами на 2019 год.
«Самый пессимистичный вариант — рост цен на новые машины на 15%»
Заместитель председателя Белорусской автомобильной ассоциации, директор компании «Китайские автомобили» Сергей Варивода осторожно предполагает, что рынок продолжит замедляться, а вот новые авто будут обходиться покупателям дороже. По его мнению, в этом году рынок новых авто преодолеет планку в 50 тысяч штук, включая продажи дилеров, неорганизованный ввоз физлицами (он составляет около 5% от общего количества проданных авто) и продажи автодилеров, которые не входят в БАА.
— Колебания авторынка зависят не только от динамики макросреды, но и от уровня потребительского оптимизма, уверенности покупателей в своем будущем, — подчеркивает Сергей Варивода. — В следующем году он вряд ли покажет рост более 10% от достигнутого в уходящем году.
При этом, по мнению эксперта, динамика продаж отдельных марок будет неоднородной. В лидерах роста окажется «отечественная марка» Geely. Вероятнее всего, компанию ей составит производитель «Юнисон» с маркой Zotye и не только.
— Что касается лидеров рынка, то уверен, что спустя шесть лет первенство на авторынке Беларуси вернет марка LADA. В этом уже нет интриги. Что же касается других лидеров рынка, то интригой остается борьба за третье место. Она может развернуться нешуточная. При сохранении и даже наращивании бюджетной поддержки государственных закупок и финансовых продуктов для автомобилей Geely я не исключаю, что марка может подвинуть с третьей позиции Volkswagen. Или как минимум будет дышать ему в спину.
Цены на автомобили неизбежно будут расти. Это обусловлено несколькими причинами. В Беларуси цены складываются в рублях и зависят от трех факторов — стоимости приобретения в российских рублях (90% ввоза — это автомобили, ввозимые из России), курса белорусского рубля к российскому и возможного изменения ставок утильсбора. Однозначно цены на российском рынке будут расти. Я говорю о ценах экспортных, без влияния НДС. Это будет связано с сильным ослаблением российского рубля. Год россияне начинали с курсом около 56 рублей за доллар, а заканчивают с курсом 68−70 рублей за доллар. Это ослабление существенное. Реальный уровень локализации большинства «российских иномарок» не достигает и 50%, поэтому импортируемые комплектующие существенно подорожали. Да и, похоже, будут сокращены объемы господдержки автопроизводителей, в том числе в связи с переходом от режима промсборки к СПИКам.
Теоретически в Беларуси могут возрасти ставки утильсбора, но это произойдет только после того, как со ставками определятся в России. Там же предполагается, с одной стороны, освободить экспортеров (реэкспортеров) от утильсбора, поэтому его будут уплачивать однократно в стране назначения, в Беларуси. С другой стороны, не исключено повышение ставок утилизационного сбора для защиты рынка Евразийского союза. Совокупность всех факторов позволяет предполагать рост цен на новые автомобили до 15% в белорусских рублях в самом пессимистичном сценарии. При больших темпах роста цен о росте авторынка Беларуси — 2019 можно забыть.
«Этот декабрь уже стал аномально плохим с точки зрения продаж»
Сергей Михневич, директор COOO «Атлант-М Фарцойгхандель» (импортер Volkswagen в Беларуси), заверил, что в будущем году марка Volkswagen будет стараться сохранить лидирующие позиции, хотя есть и препятствия для работы.
— Рынок ведет себя странно. Мы заметили, что с ноября он перестал расти. И декабрь у нас аномально плохой с точки зрения продаж — предновогоднего ажиотажа нет, мы такого не видели ни в прошлом, ни в позапрошлом годах. Отчасти это связано с тем, что банки стали жестко «фильтровать» выдачу кредитов, стали чаще отказывать клиентам. Это немного мешает нам продавать.
В планах — получить обновленный Passat, а в конце года новую Jetta и Arteon. Но большое обновление модельного ряда пройдет в 2020 году. Для нас 2019 год — это такое межсезонье. Но замечу, что у нас очень хорошо пошел новый Touareg. Даже не хватает нынешних квот, будем их увеличивать. Несмотря на то что стоит он дороже Terramont, продали мы больше машин. В декабре этого года мы начали принимать заказы на более доступную версию с двухлитровым бензиновым двигателем. Цена на нее составляет от 51 тысячи долларов. Надеемся, что Touareg будет неплохо продаваться в следующем году. Завершить 2018 год планируем с результатом 7 тысяч автомобилей, в следующем рассчитываем на рост 10−15%.
Geely планирует продать столько же машин, сколько Volkswagen
Пока действует льготная программа кредитования, за судьбу марки Geely можно не переживать. Завод наращивает производство, открываются новые дилерские центры. Только в Минске их уже три, по республике — еще четыре.
— В 2019 году завод планирует продать чуть более 7 тысяч машин, три столичных дилера при этом должны продать по полторы тысячи машин каждый. Могу обрадовать тех, кому было мало мощности Atlas, — в новом году начнутся продажи версии с двигателем 1,8 турбо на 160 «лошадей». На эту модификацию мы ожидаем высокий спрос, потому что интерес и желание приобрести накапливались с момента начала продаж Atlas, — рассказал Павел Садовников, директор автоцентра «Лакшери моторс плюс» (Geely). — По моим прогнозам, спрос на три модели Geely распределится следующим образом — 45−50% придется на долю Atlas, он останется локомотивом продаж, несмотря на то что это самый дорогой автомобиль в линейке производителя. 30−35% займет кроссовер Emgrand X7. Он дешевле, но вариантов комплектаций меньше, а привод для него предлагается только передний. Порядка 15% продаж придется на новый седан Emgrand 7. Программу льготного кредитования продолжат, хотя, возможно, произойдет какое-то изменение ставок.
Чего ждать от нынешних лидеров — LADA и Renault?
Марка LADA с появлением второго импортера совершила головокружительную карьеру на белорусском рынке. Vesta SW пошла в народ. Универсал в бюджетном сегменте — это очень хорошее попадание — конкурентов у автомобиля попросту нет, а желание белоруса ездить на «универсале», как оказалось, есть. И немалое. Стартовали продажи нового LADA XRAY Cross, Vesta Cross, а также обновленной Granta. Чего ждать в следующем году?
Денис Скоробогатый, заместитель директора по развитию ООО «Ардера» (импортер LADA в Беларуси), уверен, что марка продолжит свой рост благодаря обновленному модельному ряду.
— Чтобы понять ее сегодняшнюю динамику, достаточно увидеть, что в этом году марка вышла на второе место в Беларуси. Все новые модели LADA уже представлены в наличии, и, несмотря на высокий спрос, проблем с дефицитом быть не должно. Наибольшей популярностью пользуется LADA Vesta, которая в этом году уверенно вошла в число бестселлеров белорусского рынка.
А вот нынешний лидер рынка, компания Renault, намерена укрепить свои позиции и расширить свою линейку популярных внедорожных моделей за счет новейшего купе-кроссовера Arkana. Премьера модели состоялась этим летом, а в серию Renault Arkana, выступающий в классе SUV-C, пойдет в 2019 году.
— Renault Arkana построен на базе нового поколения платформы SUV. Купе-кроссовер получит абсолютно новый силовой агрегат, который использует турботехнологию «Формулы-1» и создан Renault в сотрудничестве с Daimler. Производитель обещает высокую эффективность и экономичность новой силовой установки, — рассказали представители импортера Renault. В модельном ряду марки Arkana должен занять место между Kaptur и Koleos.