Урбанисты дарят проект жилого района Солигорску и другим городам. И это точно не «спальник»
Архитекторы минской урбанистической платформы разработали для Солигорска качественно новый проект микрорайона вместо типового «спальника». У столицы шахтеров есть реальная возможность построить малоэтажный район с комфортной жилой средой, без машин во дворах, с детскими садиками, с магазинами шаговой доступности, паркингами и велодорожками. Один из авторов проекта, магистр архитектуры Анна Саливон рассказала REALTY.TUT.BY, как может выглядеть новый микрорайон и почему у нас при имеющемся опыте реализации новых проектов все равно строят «каменные джунгли».
Почему Солигорск
По мировой статистике Солигорск считается самым густонаселенным городом не только Европы, но и мира: еще в 2013 году на одном квадратном километре в городе жило 11 173 человека (для сравнения: Нью-Йорк — 10 194, Минск — 5700, Берлин — 2900 человек) — такие цифры приводит местный ресурс str3.by. И дело не в приросте населения, а в том, что городская застройка постоянно уплотнялась без выхода за свои границы.
И вот специальным Указом президента Солигорску передали «святая святых» — земли сельхозназначения под новые микрорайоны № 21 и № 22.
Архитекторы Минской урбанистической платформы увидели в этом возможность создать жилой район нового типа. При поддержке и содействии РОО «Белорусский союз транспортников» они разработали эскизный проект микрорайона № 22.
— Большая часть белорусских городов имеет уже сложившуюся планировочную структуру, поэтому для архитекторов это достаточно редкая ситуация, когда есть возможность проектировать буквально в чистом поле, — Анна Саливон. — И мы решили не упускать шанс и по собственной инициативе за четыре месяца спроектировали новый жилой район.
Особенности проекта
Проект уже презентовали администрации Солигорска, руководителям местного домостроительного комбината и стройтреста. Урбанисты наглядно продемонстрировали основные проектные решения, и некоторые показатели вызвали удивление у руководства города.
— Во-первых, большая часть домов — это модернизированная серия Солигорского ДСК, — рассказывает Анна Саливон. — Все свои решения мы обсуждали с технологом комбината, то есть все, что мы запроектировали, реально построить из панелей ДСК. Наземные парковки в нашем проекте лишь гостевые. Организация наземного или полуподземного паркинга предполагает, что он будет собран каркасным способом. Панельные дома тогда будут стоять на этой каркасной основе. Проект также предполагает паркинги-«этажерки». В Европе это достаточно распространенная практика.
Во-вторых, проект предполагает застройку высокой плотности: плотность жилищного фонда — 8237 кв. м на гектар, общая площадь квартир — 194 971 кв. м, количество квартир — 2889. Для сравнения: старым ПДП микрорайона № 22 предусмотрено всего 100 000 кв. м., количество квартир — 1800. Архитекторы нашли место для 3046 парковочных мест. В этих цифрах, в среднем в два раза превышающих показатели обычного микрорайона, и выражается экономическая эффективность пилотного проекта против показателей стандартного решения застройки.
В наших домах цена за квадрат будет выше, чем у «голой» панели. На стоимость влияют паркинги, сквозные подъезды, входы в них с уровня земли. Но так как экономическая эффективность проекта почти в два раза выше показателей предусмотренного ПДП проекта, это могло бы сгладить увеличение стоимости метра квадратного.
Район № 22
Район № 22 — это 33 жилых дома, которые формируют застройку средней этажности, в основном дома 5−7 этажей с высотными акцентами, представленными тремя 15-этажными домами башенного типа на месте перехода 22-го микрорайона к 21-му. Застройка средней этажности позволяет сократить инсоляционные разрывы (в сравнении с застройкой домами повышенной этажности), и, как следствие, большие площади «бесхозных пространств».
— Для нас было важно в результате не получить «спальник», — говорит Анна. — Объекты общественного обслуживания — магазины, аптеки, мастерские — мы расположили в первых этажах жилых домов, это создает большую пешеходную активность, а самим пешеходам обеспечивает приятные эмоции от прогулок по району. Общественный центр включает в себя, помимо объектов общественного обслуживания, офисные помещения и наземный паркинг. В районе предусмотрено три встроенно-пристроенных детских сада. Такое их расположение, в отличие от отдельно стоящего здания, более компактно, и позволяет эффективнее использовать этот участок.
Пространство в нашем проекте становится многофункциональным, человек может не выезжать далеко из своего района и решать все задачи по месту жительства. Таким образом, снижается пресловутая маятниковая миграция, благодаря которой появляются пробки, расширяется автомобильная инфраструктура, которая на самом деле не решает проблемы трафика. В таком микрорайоне человеку не нужно преодолевать расстояние в полгорода, чтобы отвезти одежду в химчистку.
Все для людей
Особое внимание уделено созданию качественных общественных пространств, образующих систему — общественные, полуобщественные и полуприватные пространства.
Каждое из них в проекте представлено определенной группой территорий. Например, общественные пространства рассчитаны на времяпрепровождение жителей микрорайона в так называемой публичной зоне, где они могут встречаться с друзьями. Оно может быть рядом с торговым центром или это может быть пешеходный бульвар.
Полуобщественные пространства по большей части являются транзитными. Это могут быть места для занятия спортом, те же workout-площадки или зоны тихого отдыха.
Также полуприватные пространства — это непосредственно дворовая территория, которая рассчитана на жителей двора.
Приватные пространства — частная территория, которая принадлежит жителям первого этажа.
— Часто первые этажи недооценены с точки зрения комфорта, — говорит Анна Саливон. — При проектировании первых этажей для нас важна интеграция того, что внутри, с тем, что снаружи. Например, в доме, соседствующем с общественным центром, первый этаж полностью общественный, что оживляет уличное пространство. То же происходит и с дворовой территорией: жилая функция переходит в частный садик, а выходящие к ним террасы конструктивно являются частью жилого первого этажа. Несмотря на то, что двор закрытый, он проницаем для жителей, так как имеет выходы на две стороны.
Вынос некоторых функций, традиционно присущих дворовой территории, в общественные или полуобщественные пространства позволяет сделать дворы более компактными.
Перспективы
Реализация проекта застройки района № 21 уже началась. И к сожалению, это будет обыкновенный спальный район по старому ПДП (план детального планирования) с домами повышенной этажности (15-этажные), с большими площадями пустующих территории и без четкой иерархией общественных пространств. Не исключено, что микрорайоны № 22,23 и 24 тоже застроят по старым проектам. И это при том, что в Беларуси есть уже есть опыт строительства по новым проектам и распоряжение президента перестать строить «каменные джунгли».
— Проблема в том, что многие решения, которые готовят государственные проектные организации, переходят из проекта в проект практически без изменений десятилетиями, — говорит Анна Саливон. — Если сравнить современные ПДП с теми, что разрабатывались еще в те времена, когда я не родилась, то заметной разницы вы не увидите. Радует, что нашим проектом заинтересовались в Солигорске и в других городах. И хоть о практическом применении речь пока не идет, мы надеемся, что он станет наглядным примером того, как можно сегодня принципиально по-новому подходить к проектированию.
Кстати. Во время презентации проекта в Минске на форуме девелоперов, главный архитектор Минской области Вадим Николаенко отметил пилотный проект для Солигорска и заявил, что «проект детального планирования на этот микрорайон разрабатывался давно, и было бы неправильным исключать актуальные новые веяния».
КОМАНДА разработчиков проекта
Анна Саливон — менеджмент, концепция, генеральный план
Лизавета Чепикова — генеральный план, благоустройство, схемы, инструментарий, архитектурные решения
Анастасия Гермацкая — генеральный план, экономика, верстка
Татьяна Гальченя — концепция, генеральный план, архитектурные решения
Вера Платонова — архитектурные решения, визуализация
Илона Эльяшевич — предпроектный анализ, концепция
Дмитрий Леонович, Игорь Паньков — идея проекта