«Сердце мира»: 9 из 10. Зачем смотреть кино, которое прозвали «лучшим российским фильмом года»

Источник материала:  
20.12.2018 21:48 — Разное

Российскую картину «Сердце мира» в Минске уже показывали — на «Лiстападзе». Сегодня фильм Мещаниновой стартует уже в прокате. За это время его окрестили лучшим российским фильмом года, он собрал пачку наград и укрепил свой рейтинг у зрителей. AFISHA.TUT.BY разводит руками — возразить нам в этом случае, пожалуй, нечего — надо идти и смотреть.


О чем кино:

Егор работает ветеринаром на одной из тренировочных станций для охотничьих собак где-то в глуши. Лисы, олени, барсуки, собаки — это его жизнь. Живет он в пристройке рядом с домом хозяина. Лечит зверье, чистит клетки, следит за рабочими, встречает клиентов и их собак. С животными ему проще, чем с людьми. Он берется за любую работу, лишь бы стать своим для хозяина станции Николая Ивановича и его близких. Егору хочется почти невозможного — стать частью этой семьи.

Недолюбленные люди — постоянный фокус Натальи Мещаниновой еще со времен «Комбината «Надежда» и вместе с тем важнейшая проблема современной России. Как вырасти любящим, не будучи любимым? Как дарить тепло, когда ни разу в жизни его не ощутил сам? Мещанинова пытается вот это самое «как» нащупать. Важен не факт, важен процесс, следствие процесса. Ветеринар Егор боится людей, потому что жизнь преподала ему жесткий урок: ничего хорошего от них не жди. Животные для него — понятнее и роднее, чем соседи или даже родная мать. Он уже отчаялся. Но когда в один момент люди вокруг поведут себя с ним не так, как он представляет, внутри у него что-то изменится. Эта перемена подсвечивается Мещаниновой лучше чего угодно другого. Она и будет для вас светом в обволакивающей темноте.


«Сердце мира» бьется там, где еще возможно милосердие, где человек человеку вовсе не волк, а кто-то ближе — хотя бы алабай. Актуальность и злободневность фильма Мещаниновой не выставляется напоказ, как это было в случае с прошлогодним Звягинцевым, иконами в офисе бизнесмена и огромной надписью RUSSIA на спортивном костюме Bosco. Ее связь с настоящим — в ржавых проволоках клетки, в которую пробирается Егор в финале. Эта клетка и вся его замкнутость и аутичность — скорлупа, в заложниках которой часто оказываемся и мы с вами. Идти навстречу людям, оказывается не так просто, хорошо, что есть кто-то вроде Мещаниновой, кто поддержит за руку.


Герои Мещаниновой лишены героического в буквальном смысле слова. Но, как учит преподаватель Натальи и режиссер Марина Рабежкина, внутри каждого, даже самого обыкновенного человека, найдется драма.

Все персонажи у Мещаниновой биполярные, разномастные — никаких черных и белых. Возьмите хотя бы «зеленых» — для них люди, содержащие животных на тренировочной станции, — живодеры. Но именно из-за поступка «зеленых» (спойлер! Если вы его боитесь, бегите смотреть на солиста Rammstein в костюме японской школьницы) животные и умрут.

Авторы могли бы (сейчас будут еще спойлеры, уберите чувствительных от экранов) закончить кино так, как диктуют наши пессимистичные ожидания. Егора — в тюрьму, животных — тоже за решетку. Но Мещаниновой человеческое внутри каждого из нас как-то виднее.


В прошлом году разговоры о российском кино сводились к обсуждению в основном двух фильмов — «Аритмии» и «Нелюбви». Оптимистичный Хлебников и пессимистичный Звягинцев. В этом году за оптимизм и светлое отвечает, вы удивитесь, не Жора Крыжовников, а все тот же сценарист «Аритмии» Наталья Мещанинова. Чье «Сердце мира» могло бы скатиться в беспросветную глушь, устроить взбучку зрителю и выбросить его на мороз. Но вера Мещаниновой в светлое в нас вообще не знает границ. После такого кино даже как-то неловко Наталью подводить.

←Президент Беларуси о подготовке ко II Европейским играм: «Каждый метр городской среды должен работать на гостей»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика