Полигон для откатки репрессий: 7 фактов из истории независимой журналистики в Гродно

Источник материала:  
20.12.2018 16:12 — Разное
За более чем 20 лет в Беларуси сложилась устойчивая и эффективная система подавления свободы слова, и независимость СМИ в Беларуси стала невозможна. Государство, сохраняя монополию на электронные СМИ, ограничивает не только белорусские независимые издания, но и работу корреспондентов.

Полигон для откатки репрессий: 7 фактов из истории независимой журналистики в Гродно

Правда для властей Беларуси, больших и малых, страшней всего. Позиция проста: даже если очень плохо - молчите. 

Затыкать рты независимым журналистам и уничтожать независимую прессу власти Беларуси начали в начале 2000-х годов. Своеобразным испытательным "полигоном" для откатки репрессий стала Гродненщина, которую в то время называли зоной риска и информационной пустыней. Именно оттуда началось наступление на независимую беларускую журналистику. То, что происходило в Гродно, часто было впервые не только для города, но и для всей Беларуси. Например, газета «Погоня» вошла в историю Беларуси как СМИ, журналисты которого были впервые осуждены за клевету на президента. Или, например, после очередных изменений в законодательстве о печати власти обкатали новый инструмент для уничтожения местной прессы на гродненской газете "Репортер".

"Белорусский партизан" вспоминает самые яркие моменты истории гродненской независимой журналистики. Поводом стал выход первого в Беларуси календаря, посвященного истории свободы слова, «Не подцензурный Гродно», который стал летописью свободы слова в Гродно за последние 35 лет. 

1. Солидарность

Журналистская солидарность в конце 1990-х - начале 2000-х была очень сильна. Люди с камерами и фотоаппаратами могли защитить журналиста от ареста, могли прогнать милицию из помещения, в которое она пыталась незаконно попасть, сбить накал событий. Это был инструмент, который действительно работал. 

Во время преследования журналистов газеты "Погоня" в 2000-х годах гродненцы показали такой пример журналистской солидарности, который должен изучаться в университетах новой Беларуси.

Например, активисты организации "Разам" были первыми, кто вышел к облисполкому в защиту газеты "Погоня", затем летучие пикеты организовывались по всему городу. Стояли они только несколько минут - журналистов и активистов сразу же гребли в автозаки. Но гродненцам тем не менее удалось провести около 20 таких пикетов.  Пожалуй, самой интересной стала акция с гробом: активисты сделали огромный черный гроб и провели шествие по улице Чапаева (сейчас Василька). Этот гроб принесли к областному суду, где проходила апелляция по делу «Погони». Журналисты чувствовали свою ответственность за то, что происходит.

На суды над журналистами приходили не только коллеги, но и огромное количество обычных гродненцев.


Пикет в защиту журналистов газеты "Погоня" возле облисполкома. Простоял несколько минут

2. Первая «химия» за клевету на президента

За травлей газеты «Пагоня», которая издавалась в 1992-2001 гг., следил весь мир. Издание, которое начиналось как западнобелорусский региональный обзор, быстро стало общенациональной общественно-политической газетой с тиражом в лучшие времена до 17 тысяч. 12 ноября 2001 года Высший хозяйственный суд закрыл газету. 

А вскоре главный редактор Николай Маркевич и корреспондент Павел Можейко были осуждены «за клевету на президента» и отправлены «на химию». При этом они были осуждены за статьи, которые даже не дошли до читателя, поскольку номер газеты был арестован еще в типографии. В уголовном деле фигурировала частушка о Лукашенко, а также более серьезная критика. В частности, авторы «Погони» намекали на то, что глава государства причастен к исчезновениям оппозиционных политиков. Акции солидарности с журналистами продолжались до самого выхода их из тюрьмы.

Редактор закрытой властями гродненской независимой газеты «Пагоня» Микола Маркевич был осужден Ленинским районным судом г. Гродно 24 июня 2002 года по ст.367 УК РБ (клевета в отношении президента) на два с половиной года ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении открытого типа при Осиповичском РУВД.

5 марта 2003 года суд Осиповичского района заменил приговор Миколе Маркевичу на исправительные работы по месту жительства с удержанием 15 процентов заработка. 5 марта он вернулся в Гродно. После этого устроился экспедитором. Сегодня является владельцем турфирмы и практически не занимается журналистской и общественной деятельностью.

За статьи во время президентской кампании 2001 года Павел Можейко осужден 24 июня 2002 года Ленинским районным судом Гродно к двум годам ограничения свободы за «клевету на президента Республики беларусь с обвинением его в совершении особо тяжких преступлений».

Отбывал наказание на «химии» — в исправительном учреждении открытого типа № 1 при Жлобинскому РОВД. В целом 6 месяцев и 21 день.

21 марта 2003 года условно-досрочно освобожден согласно постановлению суда Жлобинского района (председатель суда Жлобинского района Виктор Малашенко).

Продолжил активную журналистскую и общественную деятельность.


Николай Маркевич

3. Два года тюрьмы за стихотворение о Лукашенко

В середине 2000-х Гродно, как и всю Беларусь, всколыхнули протесты предпринимателей, которых власти в очередной раз попытались затравить. В Гродно акциями руководили Валерий Левоневский и Александр Васильев. 1 мая 2004 г. Левоневского арестовали на митинге, участники которого требовали отставки Александра Лукашенко. Активиста приговорили к 2 годам заключения вместе с Александром Васильевым. Суд признал их виновными в нанесении публичного оскорбления Александра Лукашенко, используя текст листовки, которая призывала жителей города прийти на первомайский митинг. Там же было напечатано стихотворение, в котором следствие установило оскорбление президента. Валерий Левоневский вышел на свободу 15 мая 2006 года, Александр Васильев – по амнистии 7 июля 2005 года.


Валерий Левоневский - известный критик президента Лукашенко. Он неоднократно выступал против административного и финансового давления, которому подвергаются в стране мелкие предприниматели. С 1996 года Левоневский находится под пристальным наблюдением властей: в его доме проводились обыски, имущество подвергалось конфискации, а его самого допрашивали в связи с различными обвинениями. В 2002 году возглавляемый Валерием Левоневским стачком организовал забастовку 120 тыс. частных предпринимателей с требованием об отставке президента Лукашенко, обвинив лично президента в том, что он препятствует развитию малого бизнеса в Беларуси. В апреле 2003 года Левоневский был задержан в момент передачи в парламент обращения от предпринимателей, и впоследствии приговорен к 15 суткам административного ареста за участие в марше «За лучшую жизнь», состоявшемся 12 марта.

Отсидел два года в колонии общего режима за фразу «Согласны ли вы с тем, чтобы Кто-то за ваши деньги ездил в Австрию кататься на лыжах?» Эта фраза размещалась на листовках, которые активист раздавал на митинге в Гродно 1 мая 2004 года. На другой стороне листовки было напечатано анонимное сатирическое стихотворение о стоимости жизни в Белоруссии под названием «Счёт за коммунальные услуги, или «сладкая жизнь».

Митингующие тогда требовали отставки президента. Поскольку было известно, что Александр Лукашенко проводил отпуск в Австрии, прокуратура расценила это как публичное оскорбление главы государства.

Левоневского арестовали и судили. 7 сентября 2004 года суд Ленинского р-на Гродно (судья Демченко Д. В., государственный обвинитель Панасюк Э. Р.) признал его виновным в нанесении публичного оскорбления президенту Беларуси по ст. 368, ч. 2 Уголовного кодекса.

Находясь за решеткой, Валерий Левоневский продолжал борьбу за свои права и права других осужденных. Предприниматель неоднократно проводил длительные голодовки, за что неоднократно помещался в штрафной изолятор, получал несправедливые взыскания со стороны администрации колонии. Левоневскому запрещали встречаться с семьей, получать передачи и покупать продукты в тюремном магазине. В декабре 2005 года Левоневского не отпустили из колонии даже на похороны отца.

К Левоневскому было запрещено применять условно-досрочное освобождение и амнистию. Многократно в колониях Валерий подвергался наказаниям в виде помещения в ШИЗО, лишения свиданий, а также пыткам и издевательствам, угрозам убийства со стороны администрации ИУ с основной целью: подписи под публичным отказом от своей политической деятельности. Валерию было отказано в течение всего срока отбытия наказания в квалифицированной медицинской помощи и в медицинском обследовании. Ему запрещено было обжаловать наложенные администрацией тюрем взыскания в судебном порядке.

Валерий Левоневский, полностью отбыл двухгодичный срок заключения в различных тюрьмах и колониях, в том числе:

• в тюрьме №1 г.Гродно,

• в СИЗО-1 г.Минск,

• в СИЗО-6 г.Барановичи,

• в ИК-22 "Волчьи Норы" Брестская область,

• в ИК-19 (г. Могилев).

Вместе с Валерием Левоневским судили и Александра Васильева. Суд признал его виновным в публичном оскорблении президента Республики Беларусь, соединенном с обвинением в совершении тяжкого преступления, и на основании ч. 2 ст. 368 Уголовного Кодекса приговорил к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Александр Васильев, кроме того, осуждён за нарушение общественного порядка и организацию несанкционированного митинга в Гродно 1 мая 2004 года. Суд также постановил конфисковать «в пользу государства» изъятую ранее у Левоневского и Васильева оргтехнику, компьютеры и др. Кроме того, каждый из них обязан выплатить государству 643 тыс. 278 белорусских рублей (300 долл. США). 6 июля 2005 года Александр Васильев был освобождён из заключения по амнистии.

4. Как закрывали «Биржу информации»

17 октября 2004 года в Беларуси происходит печально известный «референдум», который позволил Александру Лукашенко стать «бессменным» руководителем Беларуси. В сентябре этого же года главный редактор газеты «Биржа информации» Елена Равбецкая пишет колонку в газете, которую называет «Измена именем народа» и где появляются строки: «Референдум (а без него третьего срока не получить), объявленный господином президентом, – это вызов обществу. Нужно не только не иметь совести, но и обладать «господским» презрением к плебсу, абсолютной уверенностью, что «плебс» ничего не понимает и не решает». В результате прокуратура возбуждает дело за оскорбление президента. Елене Равбецкой грозит многолетнее тюремное заключение. Сначала суд признает, что редактор оскорбила честь и достоинство главы государства, однако, к счастью, дело заканчивается штрафом. В жертву власти назначают «Биржу информации».

Елена Равбецкая

30 сентября 2004 года выход популярной гродненской газеты был приостановлен на 3 месяца. По окончании срока приостановления ее выхода редакция неоднократно пыталась найти типографию в Беларуси, но везде получала отказ. Газета прекратила существование.

5. «Белые пятна» в газетах (1994)

В декабре 1994-го по инициативе ближайшего окружения Лукашенко гендиректор издательства «Белорусский дом печати» Борис Кутов распорядился не публиковать антикоррупционный доклад депутата Верховного Совета Сергея Антончика. Со сверстанных полос газет «Звязда», «Советская Белоруссия», «Рэспубліка» текст был снят, и издания вышли в свет с «белыми пятнами».

В последующие дни был арестован тираж «Газеты Андрея Климова», с «белыми пятнами» вышла газета «Фемида», был запрещен выпуск двух номеров «Народной газеты» и номера газеты «Свабода».

Ответственность за «белые пятна» вместо антикоррупционного доклада на себя взял Александр Федута. Вскоре из Администрации президента он ушел в оппозиционную журналистику.

Единственной газетой, которая напечатала антикоррупционный доклад, стала гродненская газета "Погоня".

6. Свободомыслящий художник, рвущий шаблоны

2 марта 1999 года одновременно в редакции «Погони», объединении «Ратуша» и кукольном театре проводятся обыски. Что ищут КГБ и милиция? Они снизу доверху переворачивают квартиру художника Алеся Сурова в поисках «информационных материалов, связанных с альтернативными выборами, карикатуры и другую печатную продукцию. Художник Алесь Суров в 1995-1998 гг. стал автором десятков карикатур, которые «рвали шаблон», были смелыми и дерзкими, гродненцы вырезали их из газет и распространяли. Преследование художника длилось несколько месяцев. Благодаря вмешательству международного сообщества художника оставили на свободе, однако мастерской все-таки лишили.

7. И снова "клевета на президента"

В 2011 году, после президентских выборов, за клевету в отношении президента (ст. 367 УК) был приговорен к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на 2 года гродненский журналист польской «Газеты Выборчей» Андрей Почобут; по ст. 368 УК журналист был оправдан. До вынесения приговора он три месяца провел под стражей.

Согласно обвинению, в течение 2010-2011 Андрей Почобут "клеветал" на Лукашенко на страницах "Gazety Wyborczеj", сайта "Белорусский партизан" и своего блога poczobut.livejournal.com. Анализировали «уголовные» тексты Почобута преподаватель-филолог Гродненского государственного университета Алексей Никитенко и двое сотрудников отдела идеологии Гродненского облисполкома - Павел Скробко (заведующий) и Виктор Железнякович (ответственный за работу со СМИ).

Почобута освободили в зале суда 5 июля, но под подписку о невыезде (с 6 апреля 2011 г. журналиста содержали в следственном изоляторе Гродненской тюрьмы № 1). Почобут не признал себя виновным и попытался обжаловать решение суда. 20 сентября 2011 года Гродненский областной суд отклонил кассационную жалобу журналиста, и решение вступило в законную силу.

Еще одно уголовное дело (повторное обвинение в клевету на главу государства, ч. 2 ст. 367 УК РБ) завели на Почобута летом 2012.

В своих статьях Анджей Почобут критиковал судебный процесс и приговор по делу Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова, которые были расстреляны в марте 2012 года в связи с серией террористических актов в Беларуси. Он также выступил с критикой позиции Лукашенко в отношении Европейского Союза и реакции белорусских властей на волну «молчаливых протестов» в стране.

"Его ознакомили с тем, в чем обвиняют. Это его статьи о расстрелянных витебских ребятах, о молчаливых акциях, которые в прошлом году проходили, потом он писал статью «Яйца. Блеф. Лукашенко» - это о том, как Лукашенко пренебрежительно высказывался о западных политиках. И еще статьи о торговле живым товаром", - рассказывала тогда журналистам жена журналиста Оксана Почобут.

В марте 2013 дело было прекращено в связи с отсутствием в действиях журналиста состава преступления.

23 сентября 2013 г. суд Ленинского района города Гродно пересмотрел дело журналиста Андрея Почобута.По решению суда он был освобожден от отбывания наказания

←Арт-Сядзіба адзначыла сваё 7-годдзе буйным канцэртам. ФОТА

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика