Чего боятся белорусы и почему
20.12.2018 09:41
—
Разное
Такие результаты показало исследование Международного агентства социальных и маркетинговых исследований MASMI, проведенное для Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии. Результаты исследования были представлены на Республиканском социальном форуме.
Агентство опросило около 1 тысячи жителей разных городов страны, чтобы узнать, каких сложных ситуаций они опасаются больше всего и от кого ждут поддержки, если такое случится.
Вероятность оказаться в трудной жизненной ситуации участники исследования в среднем оценивали в 1,7 балла, при том, что 1 балл указывал на максимальный риск такого исхода, а минимальный предлагалось оценить в 4 балла.
Источник: Исследование MASMI
С низкими доходами и без «подушки безопасности»
Сложную жизненную ситуацию большинство связывает с финансовыми трудностями – почти половина респондентов. В лидерах также серьезные болезни и потеря работы.
Источник: Исследование MASMI
Высокая оценка риска оказаться в непростой ситуации прежде всего обусловлена тем, что значимая часть жителей страны получает невысокие зарплаты и не имеет капитала, способного придать уверенности в завтрашнем дне, считает научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Мария Акулова.
Накоплений у многих белорусов нет по нескольким причинам. Главная из них – невысокие доходы. Уровень заработной платы просто не позволяет сформировать ту самую финансовую «подушку безопасности».
− Доходы существенной части населения не превышают 500-600 рублей. То есть в сложной финансовой ситуации живет достаточно большая доля населения. Плюс сказывается вопрос тунеядства – даже повышение оплаты коммунальных услуг до полного их возмещения станет для неработающих людей существенным бременем. Тем более за многими безработными стоят их семьи, что выливается в вопрос бедности и то, как помогать незащищенным слоям, − рассказывает Мария Акулова.
Мария Акулова. Фото: onliner.by
Уровень доходов, как минимум, половины населения, не позволяет им делать сбережения для того, чтобы обезопасить себя в форс-мажорных ситуациях. А то, что безработные не имеют достаточной поддержки от государства, а еще и рискуют попасть в список тех, кто должен больше платить за ЖКУ по полной, обостряет страх потери работы.
Под двойным ударом
По мнению 70% респондентов, больше всего сказывается на кризисном положении потеря жилья. 67% называют причинами болезнь или насилие в семье. То, что алкогольная и наркотическая зависимость кого-то из членов семьи могут привести к сложностям, считают 57% и 61% опрошенных. А необходимость заботиться о детях или пожилых назвали 11% и 9% человек.
Источник: Исследование MASMI
Потерять жилплощадь в большей степени боятся те, кто проживает в арендованных квартирах, в том числе предоставленных государством и предприятиями. В последнем случае потеря рабочего места автоматически лишает человека права на проживание в квартире или доме предприятия. Для семьи это двойной удар.
В уязвимое положение семьи без собственной недвижимости ставит стоимость арендного жилья, которая может зависеть от множества условий и подвержена влиянию изменений в экономике.
— Например, несколько лет назад обвал рубля во время кризиса привел к тому, что стоимость аренды сильно возросла, ударив по карманам арендаторов. Многие тогда были вынуждены искать новые, более подходящие для семейного бюджета, варианты, — добавляет Мария Акулова.
Развивать механизмы защиты в кризисных ситуациях мешает слабая экономика
Как выяснилось в ходе исследования MASMI, потеряв работу, 54% готовы идти в службы занятости, 2% − на сайты по поиску работы, а 37% − не смогли ответить, куда обратились бы за помощью.
В среднем респонденты чуть больше доверяли общественным объединениям и некоммерческим организациям, чем государственным (7,1 балла против 6,9 балла), отмечается в исследовании. Самую низкую оценку доверия получили центры занятости – 6,1 балл из 10 возможных.
Источник: Исследование MASMI
86% обращавшихся в БОКК отметили, что им там помогли. Центры занятости помогли 54% ищущих помощи респондентам, а 30% сообщили, что не получили от них помощи.
Население на протяжении многих лет приучали к тому, что в кризисной ситуации государство позаботится о человеке. То есть в какой-то степени социально-ориентированная модель испортила людей, отмечает Мария Акулова. В этом плане более защищены жители стран, где есть система пенсионных накоплений, страхования от безработицы.
— Это трудоемкий процесс, на развитие которого уходит несколько лет. Поэтому важно, чтобы к его началу все институты работали стабильно и отлаженно – тогда начнет функционировать накопительная пенсионная система, − отмечает эксперт BEROC.
Внедрять механизмы защиты населения на случай, если человек теряет работу, а также подготовку к безбедной старости в Беларуси можно будет после того, как в экономике наметится устойчивый рост, обещающий стабильность в долгосрочной перспективе. Без этого реформирование системы страхования от безработицы, пенсионных накоплений не будут устойчивыми, считает экономист.