Новые проблемы Facebook, но теперь вместе с Apple, Microsoft и «Яндексом»
19.12.2018 21:07
—
Разное
Компании получали от соцсети закрытые пользовательские данные, в некоторых случаях личные сообщения и приватную информацию. Но официально об этом нигде не говорилось.
Facebook сотрудничал с Apple, Amazon, Microsoft, Spotify и Netflix, давая им доступ к данным пользователей в соцсети. В некоторых случаях компании могли получать информацию даже после того, как их должны были отключить — например, «Яндекс». Об этом сообщила газета The New York Times со ссылкой на внутренние документы компании и показания 50 бывших сотрудников.
Что нашла The New York Times
По словам собеседников издания, соцсеть обменивалась данными без ведома пользователей, несмотря на требования Федеральной торговой комиссии получать явное согласие на обработку информации. Партнёрами выступили более 150 компаний, большинство из которых работают в сфере технологий, включая интернет-магазины и развлекательные ресурсы, а также автопроизводителей и медиа.
«Яндекс» имел доступ к уникальным идентификаторам пользователей Facebook. По данным NYT, соцсеть отрицала сотрудничество с российским поисковиком, но в Конгрессе США эту информацию подтвердила. Представитель «Яндекса» заявила журналистам, что не понимает, зачем соцсеть могла выдавать эти данные.
Изученные NYT записи показывают, что речь шла о получении данных сотен миллионов пользователей в месяц. Самые первые сделки заключили в 2010 году, и на 2017 год все контракты продолжали действовать. В 2018 году некоторые компании всё ещё получали данные, отмечается в документах.
Три типа партнёрств c Facebook:
- Первый называют «интеграциями» и он предполагает использование специальных приложений, которые соцсеть внедряет для OEM-производителей смартфонов, таких как BlackBerry;
- Второй тип партнёрств — это часть уже неактивной программы «мгновенной персонализации». Она предполагала, что партнёры Facebook смогут настраивать свои сервисы под пользователей, используя данные соцсети. Примером такого взаимодействия была сделка с Bing и Yelp. Программа работала с 2010 года, но была закрыта в 2014-м из-за критики системы. Журналисты подтвердили, что Bing получал данные и в 2017 году;
- Третий тип — разовые сделки с Facebook. Согласно документам, в таком формате соцсеть работала с Spotify, Netflix, Royal Bank of Canada. Источники газеты утверждают, что компании имели доступ к «чтению и отправке» пользовательских сообщений. Это якобы было результатом использования нового API, запущенного в 2010 году. Журналисты утверждают, что Spotify, например, мог подключиться к окну сообщений, чтобы отправить песни друзьям пользователя.
Какие данные получали технологические компании от Facebook:
- Apple имела доступ к контактам пользователей и записям в календаре, даже если пользователь запрещал обмен данными. Это было частью сделки, которая до сих пор активна. Компания заявила, что была не в курсе этого, а данные никогда не покидали пределы устройства;
- Amazon получала имена и контактную информацию пользователей в рамках уже неактивной сделки. Компания не захотела обсуждать, как использовала данные, заявив, что это было сделано «надлежащим образом»;
- Поисковик Bing получал имена и другую информацию пользователей, а также список его друзей. Microsoft заявила, что удалила данные. В Facebook уточнили, что речь шла только о «публичных» данных;
- Spotify, Netflix и Королевский банк Канады могли читать пользовательские сообщения. Все три компании отрицают наличие такой возможности.
Что ответили Facebook, Netflix и «Яндекс»
В Facebook заявили, что компании предстоит «ещё много работы по возвращению доверия». В то же время представители соцсети отметили, что у передачи данных были преимущества, включая «более индивидуальный» опыт в других сервисах.
"Наши партнёры не могли игнорировать настройки безопасности и ошибочно думать иначе. На протяжении многих лет мы сотрудничаем с другими компаниями, чтобы пользователи могли использовать Фейсбук на устройствах и платформах, которые мы не поддерживаем сами. В отличие от игр, стриминговых сервисов и сторонних приложений, эти партнёры могли использовать только определённые функции, а не всю информацию в собственных целях", - Стив Саттерфилд, директор по приватности и публичной политике Facebook.
В разговоре с The Verge представители Netflix начали отрицать, что сервис видел пользовательские сообщения. По их словам, речь шла только об улучшении рекомендаций.
"На протяжении многих лет мы разными способами пытались сделать Netflix более социальным. Одним из примеров этого была функция, которая позволила подписчикам рекомендовать фильмы и сериалы своим друзьям в Фейсбуке через Messenger или Netflix. Она никогда не была особо популярной, поэтому мы отключили эту возможность в 2015 году. Мы никогда не получали доступа к личным сообщениям пользователей или не просили об этом", - представители Netflix.
В пресс-службе «Яндекса» заявили TJ, что соглашение с Facebook подразумевало право индексировать публичные данные, то есть общедоступную информацию со страниц и записи с пометкой «Доступно всем». В компании утверждают, что договор затрагивал только информацию пользователей Фейсбука в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и Турции. Соглашение подписали в январе 2014 года, но уже через год «Яндекс» перестал получать данные, добавили его представители:
«Яндекс» и другие поисковые системы перестали получать данные от Facebook в 2015 году — после того, как Facebook отозвала API, через которое осуществлялась передача данных. «Яндекс» при получении данных строго соблюдал все условия соглашения. Защита личных данных пользователей и безопасность — основные приоритеты «Яндекса».