Экс-глава Нацбанка: "Россия сегодня дикая. Разве можно думать об объединении с такой страной?"
14.12.2018 16:30
—
Разное
Станислав Богданкевич. Фото: svaboda.org
На вопрос, удастся ли России принудить Беларусь к объединению национальных валют и другим интеграционным шагам, Радио Свобода ответил бывший председатель Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич.
- И тогда, в начале 2000-х, не удалось, и теперь вряд ли удастся. Беларусь хочет сохранить суверенитет и независимость. Объединение с Россией - это потеря независимости, - убежден Александр Лукашенко.
По его словам, поскольку Россия большая и по размерам валового национального продукта несопоставима с Беларусью, она всегда будет доминировать. Поэтому, чтобы не быть в подчинении, Беларуси нужно сохранить и независимую валюту, и другие атрибуты независимости.
Относительно вероятной денежной выгоды от объединения денежных систем двух стран Станислав Баганкевич сказал, что существуют вещи, которые не должны продаваться ни за какие деньги, - это независимость:
- И почему обязательно нужно продаваться от того, что нет своей нефти и газа? Сколько стран есть, которые не имеют нефти и газа, но живут, развиваются экономически и политически.
Он добавил, что разделяет мнение Станислава Шушкевича, который недавно в интервью сказал, что мы могли бы дружить с Россией, если бы она была другой - демократической, предсказуемой в политическом плане, - но она таковой не является.
- Если бы она была цивилизованной европейской страной, можно было бы еще об этом думать, но Россия, которую мы сегодня наблюдаем - это дикая Россия. Которая готова нарушать международные соглашения, готова стрелять в так называемых братьев. Разве можно думать об объединении с такой страной? - считает Богданкевич.
Он назвал «дикостью» инцидент в Керченском проливе, когда 25 ноябре российские военные открыли огонь по кораблям украинских ВМС, захватили их и арестовали украинских моряков, обвинив их в нарушении государственной границы:
«Объединение валют - последний этап, только когда все другие вопросы интеграции решены»
В начале 2000-х годов, когда Россия вновь предложила Беларуси объединить деньги, Станислав Богданкевич уже был на пенсии. Что известно бывшему председателю Нацбанка Беларуси о мерах России по объединению валют? Сильным ли тогда было давление с ее стороны на Беларусь?
- Давление всегда было, но если страна занимает ясную позицию, то никакое давление не даст результата. Тогда и Лукашенко твердо высказался за сохранение независимости. Возможно, прежде всего для сохранения личной авторитарной власти, на которую посягает Россия.
По словам Богданкевича, тогда удалось не уступить не только благодаря Александру Лукашенко, который отклонил предложение объединить валюты, но и благодаря позиции председателя Нацбанка Павла Каллаура:
- Другие высокие лица в государстве также были против. Как Павел Каллаур, защитивший диссертацию на тему суверенитета национальной валюты. Он писал в этой работе, что объединение валют - последний этап интеграции; только когда все другие вопросы интеграции решены, можно думать о единой валюте.
Должна быть единая система формирования цен, единая таможенная система, много чего. А у нас же ничего этого не решено. Не зря же недавно Лукашенко поссорился с Путиным. Нет единой системы.
«Мы европейская страна, и идеал для нас - демократия, не авторитаризм»
По мнению бывшего председателя Нацбанка, с одной стороны, Россия более рыночная, с другой - не менее авторитарная. Поэтому его позиция остается неизменной - сегодня нужно сохранять суверенитет, и не только из экономических резонов, но и политических:
- Мы все же европейская страна, и идеал для нас - это демократия а не авторитаризм.
«Сколько можно быть нахлебницей? Отсюда и угроза независимости»
Удастся ли белорусскому руководству договориться о компенсации потерь от налогового маневра в России? Станислав Богданкевич считает, что шансы остаются.
- Полагаю, Россия уступит в очередной раз, ей важно сохранять Беларусь как придаток своей империи, и поэтому она пойдет на некоторые уступки. Другое дело, что Беларуси надо заканчивать с этим. Сколько можно быть нахлебницей? Именно отсюда главная угроза независимости.
По его словам, Лукашенко пока маневрирует, и это ему удается неплохо, но было бы хорошо, чтобы ему еще хватило политического духа перестроить систему управления государственными компаниями и предприятиями:
- Огромные доходы имеем, например, от калийной соли или некоторых других товаров, а куда их тратим? Тратим на содержание убыточного «Гомсельмаша» и других убыточных компаний. Могли бы поднять зарплату учителям, другим бюджетникам, а тратим впустую, и так много где. Такие ясные вещи, а Лукашенко 20 лет не решает этой проблемы и довел до того, что ему снова ставят ультиматум - объединять деньги.