На районной Доске почёта находится коллектив Столинского государственного районного центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации. Родители, приводящие сюда детей, называют всю систему ЦКРОиР школой для наших особых детей. Это жизненная, обучающая, реабилитационная школа, которая помогает сотням детей района не только социализироваться, но и перейти из одной категории в другую или вообще забыть, что такое «особенный ребёнок».
ЦКРОиР – это консультационный центр для родителей, педагогов, это диагностика, построение образовательного маршрута, коррекционная деятельность, методическая и инфор-мационно-аналитическая и ранняя комплексная помощь, коррекционно-педагогическая и социальная реабилитация.
– Наша система – это полностью модель современного учреждения образования, только для особых детей, – рассказывает о деятельности центра его директор Инна Алексеевна Шоломицкая.
В районном банке данных детей с особенностями психофизического развития состоит 649 особенных детей. Это дети с самыми различными особенностями развития – от тяжёлых до лёгких, речевых. Это разный возраст детей. С каждым годом увеличивается охват деток от рождения до трёх лет. Тесное сотрудничество с медучреждениями помогает на ранних этапах выявить нарушения в развитии. И дети, с согласия родителей, приходят для реабилитации в ЦКРОиР.
Работа с особенными детьми находится под постоянным контролем. Ежегодно все дети из базы данных ЦКРОиР проходят обследование, которое проводит психолого-медико-педагогическая комиссия. По множеству пунктов обследуется ребёнок, что даёт возможность увидеть результат его развития. Очень радует не только педагогов, но и особенно родителей, когда дети, которые пришли на обучение с определёнными проблемами, после выпуска переходят в обычный класс.
Один из видов реабилитации, даже особое направление для работы с детьми с особенностями психофизического развития – это театральная деятельность. Вот уже 10 лет на базе ЦКРОиР создан и работает интегрированный театр «Свежий ветер». В этом году в нём значительно сменилась труппа. Ведь дети, которые 10 лет назад пришли в качестве актёров, уже вышли. За это время было много различных поездок, выступлений на самых разных сценах. Каждая поездка для особенного ребёнка – это возможность социализироваться. Членов труппы не удивишь вокзалами и поездами, автобусами и самолётами, гостиницами и завтраками по принципу шведского стола. Они всё это прошли на практике. Они это знают и умеют. Особый вариант развития – это творчество. Подготовка к выступлению, сам выход на сцену совсем иначе помогают раскрыть ребят.
Сейчас театр уже не интеграционный, а инклюзивный. В нём работают вместе как ребята с ограниченными возможностями, так и их родители, педагоги, волонтёры.
Подготовка к театральной деятельности начинается с дошкольного возраста.
«Свежий ветер» уже давно узнаваем не только за пределами нашего района, а и республики. Театр побывал на фестивалях в Баку – «Восточная сказка», Литве – «Бегасис», Латвии – «Сцена для всех», Москве – «Жизнь безграничных возможностей», Одессе – «Рандеву у мамы», Ровно, Хуст, Волковыск, Минск, Брест…
Особенность нашего театра в том, что в нём педагоги занимаются с детьми. Большинство же аналогичных театров построено на том, что в них родители работают со своими же детьми.
Многие из участников театра занимаются в кружке Центра детского творчества под руководством педагога Юлии Владимировны Бабич. В Ольшанах также ведётся кружок под руководством Светланы Фёдоровны Кириловой, которая занимается с ребятами рукоделием.
ЦКРОиР – это не только работники, которые занимаются в административном здании. Это 5 классов и 2 дошкольных группы, индивидуальные коррекционные занятия, где обучается 91 ребёнок. Всего в штате центра 56 человек, из которых 28 педагогов.
— В спецобразовании случайных людей нет. Если педагог отдаётся ребятам полностью, то виден и результат, – говорит Инна Алексеевна. – Для наших работников воспитанники – обычные дети. И это очень важно. Есть случай, когда к нам пришла девушка помощником воспитателя, а в итоге Юлия Владимировна получила высшее образование, повысила свою квалификационную категорию и продолжает работать с детками.
Отдельные слова благодарности регулярно звучат от родителей. Многие из них и не могли представить, что их ребёнок когда-нибудь сможет делать что-то, чему в итоге научился.
Работники ЦКРОиР в свою очередь благодарны руководству района и отдела по образованию. Ведь благодаря их поддержке в районе уделяется столько внимания особым деткам.
Коллектив ЦКРОиР – это директор учреждения, Инна Алексеевна Шоломицкая, которая 10 лет руководит центром, её правая рука, заместитель Анна Павловна Валюкевич, педагоги-психологи – руководитель районного клуба психологов Наталья Павловна Мышепуд, специалист по ранней комплексной помощи Татьяна Александровна Симончик, руководитель школы молодых учителей-дефектологов Татьяна Николаевна Савошинская, социальный педагог, которая ведёт в том числе всех выпускников, Алёна Николаевна Клочко. Материально-техническая база учреждений ЦКРОиР под пристальным взглядом завхоза Тамары Павловны Кожушко. Её надёжный помощник – Леонид Иванович Гуня. Вся информационно-техническая работа на плечах Андрея Владимировича Васечко.
Хорошо знают свою работу учителя-дефектологи Галина Владимировна Волос, Наталья Александровна Богатко, педагоги, работающие в классах, – Людмила Михайловна Даудова, Юлия Владимировна Бабич. Творческие люди работают в классах Ольшан – Наталья Ивановна Баган, Дмитрий Николаевич Бесан, Алёна Николаевна Гриб, учителя-дефектологи дошкольных групп Ольга Павловна Рагулина, Екатерина Алексеевна Пещур. В этом году начали работу в новом классе, но уже на отлично наладили в нём работу Илона Сергеевна Литвинко, Светлана Михайловна Козуля, Людмила Адамовна Вероха. Старожилы-воспитатели, у которых свой индивидуальный подход ко всем детям, – Наталья Валерьевна Кашлецкая, Елена Васильевна Веренич, Ольга Леонидовна Киселевская, Елена Юрьевна Пашкевич, Анна Владимировна Козак – это и воспитатели, и актёры. Волшебные руки Марии Николаевны Корнейчук создают удивительные работы, которые украшают помещения, где занимаются детки. Анна Григорьевна Бородина, Татьяна Владимировна Клочко, Ольга Николаевна Босовец, Алла Алексеевна Мельник, Наталья Андреевна Козуля, Алёна Валентиновна Полукошко, Татьяна Леонидовна Богатько и многие другие оказывают помощь деткам.
Особые слова благодарности звучат в адрес водителей. Михаил Леонидович Боричевский, Александр Васильевич Пасюк, Виктор Степанович Труханович перевозят детей как на занятия, так и на самые различные мероприятия.
Итог работы коллектива – это занесение на районную Доску почёта, 3 место в республиканском конкурсе «Лучшее учреждение специального образования» в номинации «Лучший центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Татьяна СЕГЕН
Фото автора