Стукачи во времени
Журнал «Time» («Время») был некогда вполне уважаемым изданием. Не так чтобы ему можно было верить, но в своих фантазиях и в своей лжи он не переходил грани разумного – за то и прослыл «уважаемым». Да и ложь пытался всегда сделать правдоподобной, пусть и в глазах западного читателя. Неизвестно, что изменилось больше – западный читатель или то, что он читает, но на сегодняшний день его ощущение «правдоподобности» расширилось настолько, что в него уже может влезть любая «утка», любой фейк и даже бредятина. Лжи, которая когда-то придавала «информации» остроту, чтобы расшевелить аудиторию, теперь стало так много, что рецепторы притупились, и чтобы «шевелить» и дальше, западные СМИ перешли к прямым угрозам и призывам расправиться, растоптать, пустить на распыл!..
Но чтобы «расправиться, растоптать и пустить на распыл», нужен хотя бы повод, хотя бы маленький донос. Лучше, кончено, большой. Так вполне логично стала вновь востребована профессия стукача, только теперь в журналистике.
Вы думали, фейк – это искреннее заблуждение журналиста? Нет, это искреннее желание расправиться с оппонентом, обретшее форму публичного доноса. Не было бы спроса на фейки, не было бы и предложения. А тут все сошлось – рыночная политика и рыночная журналистика!
Первая «ласточка» прилетела еще в 2002-м. Каждый год на обложке своего последнего выпуска журнал «Тайм» печатает портрет «Человека года». Такую традицию еженедельник завел с 1927-го, и всегда помещаемый на обложку портрет был знаковым. Таковым он был и в 2002-м – только впервые групповым. Критерий выбора «Человека года» первый издатель «Тайма» магнат Генри Люс определил просто: лицо, в наибольшей степени повлиявшее на события уходящего года. Влияние могло быть позитивным или негативным. Только дважды редакторы отступили от «человеческой линии» – неожиданностью стало появление на обложке в 1982 году персонального компьютера и планеты Земля в опасности – в 1988-м.
И вот в 2002-м вместо влиятельных одушевленных или неодушевленных субъектов на обложке появились сразу три женщины. Это были доносчицы, заложившие своих хозяев или начальников. Вспоминать их имена и кляузы не будем, главное, они были представлены как эталон новой морали. Примечательно, по профессии они не были журналистками, но именно журналисты превозносили их «подвиги». В общем, тренд был задан 16 лет назад.
И вот год 2018-й, на обложке целый «коллектив», и лиц, его составляющих, редакторы назвали многозначительно и помпезно – «Стражи». Чего они сторожат, об этом умалчивается, но вот что бросается в глаза – все нарисованные претендуют на звание журналиста!
По мнению Time, это медийные персонажи, которые пострадали за правду. Список «пострадавших за правду» выглядит так: колумнист Washington Post ДжамальХашукджи, главный редактор филиппинского издания Rappler Мария Ресса, редакция американской Capital Gazette из города Аннаполис и репортеры агентства Reuters из Мьянмы. Почетного упоминания в сопроводительной статье Time удостоился также воскресший после фейкового покушения киевский блогер Бабченко.
Ну, последний, никак не может быть назван пострадавшим, ибо он сам сымитировал собственное «политическое убийство», а потом «воскрес». Так что фейк нагло появляется прямо на главной обложке «Тайма», словно отображая суть нашего времени. Остальным персонажам, может, и пришлось пострадать, и прежде всего саудовскому журналисту Хашоги, зверски убитому в консульстве собственной страны, но вот что они защищали? Что сторожили?
Всякий раз американские интересы – ни больше, но и не меньше. Американские журналисты несколько лет предпочитали не замечать сотни тысяч голодающих и умирающих детей в Йемене, в котором идет гражданская война с активнейшим участием саудовской стороны. Но как только был убит один саудовский диссидент, который по официальной легенде был колумнистом Washington Post, то вся американская медийная братия буквально сорвалась с цепи, наглядно показав, что для них люди делятся на две категории: тех, кто за Америку, и всех остальных… Тех, кто за Америку, трогать нельзя, а всех остальных – нужно и даже почетно.
Показательно, что едва ли не все фигуранты списка Time так или иначе участвовали в информационных войнах против политиков и стран, которые или вели себя слишком независимо от США, или пытались переориентировать свой геополитический вектор на кого-то другого. Доходит до смешного: среди «защитников правды» есть владелица филиппинского сайта – она, по мнению многих, отстаивает интересы наркоторговцев, с которыми пытается жестко (а иногда жестоко) бороться президент Родриго Дутерте. Но при этом в списке Time не нашлось места для четырех мексиканских журналистов и десятка блогеров, которые были убиты мексиканскими наркокартелями в 2018 году. А ведь Мексика ближе к США, чем Филиппины.
Любопытно, что объясняя свой выбор, редактор журнала Карл Вик заявил: «Сейчас должно было быть время резкого наступления по всему миру демократии, но вместо этого она отступает!» И что же, для ее наступления нужны теперь кликуши, фейк-журналисты, стукачи, а также подставные и настоящие жертвы?!
Фактически Карл Вик признал, что «список Тайм» – это такой крик о помощи. Пропагандистская машина Штатов кричит о том, что ей больше не хотят верить и что теперь медийное доминирование в информационной войне потеряно. Причем машина пропаганды, которую так долго создавал и развивал американский, да и глобальный истеблишмент, оказывается неспособной выиграть ключевые информационные баталии современности. Брекзит, избрание Трампа, протесты «желтых жилетов» – это все знаковые поражения старой индустрии информационных войн, которая рискует скоро лишиться не только былого влияния, но и былых бюджетов.
И все же привычки вора…пардон, пропагандиста удивительно крепки и у Вика! Когда столько лет фейком и ложью работаешь на пропаганду дяди Сэма, трудно сойти с проторенной колеи, даже если сам Сэм вдруг тебе почему-то категорически не нравится. И редактор «Тайма» сетует на это прискорбное несоответствие! И даже пробалтывает правду: «Этим миром в какой-то степени руководит президент США… – (а дальше Вик пускает слезу) – … чье терпимое отношение к врагам и нападки на прессу задают тревожный тон».
Что действительно тревожит, так это то, что американские журналисты не стыдятся своих «рубищ» и своего позора и выставляют их на свою главную обложку.