По следам очевидцев: Под кодовым названием «Анадырь» (3 часть)

Источник материала:  
10.12.2018 — Разное
Анадырь – это административный центр Чукотского автономного округа, город на крайнем северо-востоке России. Именно в честь него была названа секретная операция Советского Союза по размещению на Кубе группы советских войск. Транспортировка военной группировки на остров Свободы проходила под видом стратегических учений с перебазированием войск и техники по морю в различные районы СССР, в частности на Чукотку. Отсюда и название операции – «Анадырь».

Пройдёт не одно десятилетие с момента завершения этой операции, и «Анадырь» войдёт в историю как колоссальная, не имеющая аналогов работа, с которой блестяще справились военные, транспортники и контрразведчики. Но к этому времени абсолютное большинство её участников уже уйдут на заслуженный отдых, а за участие в тех переломных для всего мира событиях их наградят лишь юбилейными медалями.

Наш земляк Иван Андреевич Ванеев – ещё один участник кубинских событий. Переосмысливая сегодня исход Карибского кризиса, он подчёркивает: 

«Конфликт разрешился мирно, потому что Кеннеди испугался русской непредсказуемости». 

Фразу «русская непредсказуемость» Иван Андреевич произносит так, как будто пытается вложить в слова гораздо больше, чем они значат сами по себе. И я начинаю читать между строк: за непредсказуемостью стоят и самоотверженность, и героизм, и крепчайшая сила духа русского человека. Врождённые это качества или приобретённые? Скорее всего – и то, и другое.

По следам очевидцев: Под кодовым названием «Анадырь» (3 часть)

Иван Ванеев родился в 1940 в России, в Кировской области. Близость к Северному Ледовитому океану определяет особенности климата: заморозки и резкие похолодания в летние месяцы, сильные морозы зимой. Но в условиях сурового климата Иван рос здоровым, крепким парнем как физически, так и морально. Как будто природа севера закаляла не только тело, но и дух. К нелёгкой деревенской работе Ваня был приучен с детства. Родители – крестьяне. Держали крову, десяток овец. Мать владела навыками шаповальства, поэтому детство Ивана, в буквальном смысле слова, босоногим не было. 

«Из овечьей шерсти мать делала и одежду, и обувь. Мёрзнуть не приходилось. Еда тоже была: корова давала молоко. А что ещё нужно?».

У Ивана Андреевича сохранились о детстве лишь радостные воспоминания. Из печальных – только одно: крик и слёзы бабушки, держащей в руках непонятный листок. Лишь спустя годы Иван узнал, что это была похоронка, в которой сообщалось о смерти сына (родного дяди Ивана), который погиб под Сталинградом. Отца Ивана Андреевича тоже забрали на фронт. Он прошёл войну от 1941 до 1945, а потом еще был переброшен на Дальний Восток, в Японию. Там от осколка разорвавшегося снаряда получил контузию и после этого стал сильно заикаться.

Иван Ванеев со школьных лет занимался спортом. Участвовал в областных соревнованиях по бегу, занимал призовые места. Вспоминает, как спустя 20 лет он приехал в родную школу и был приятно удивлён: рекорд по кроссу, установленный им, за два десятилетия так никто из учеников и не смог побить.

По следам очевидцев: Под кодовым названием «Анадырь» (3 часть)
Хорошая физическая подготовка и выносливость помогли Ивану во время службы в Иркутском военном авиационно-техническом училище, куда он поступил после окончания школы. Марш-бросок с полной боевой выкладкой для большинства курсантов был весьма сложным нормативом. Уже на половине пути многие не выдерживали нагрузки. И тогда Иван, худощавый и ростом всего 158 см, взваливал на плечи рюкзаки своих товарищей, внешне казавшихся более крепкими, чем он. Командир взвода, который был ростом около двух метров, удивлялся, откуда только бралась сила и выдержка у этого бойца.

После окончания училища Иван Ванеев попал служить в Сморгонь, в войсковую часть 54263. Семипалатинск, Байконур, Капустин Яр – на каждом из этих полигонов Иван Ванеев проходил обучение и переподготовку для работы с головными частями ракет. А по возвращению в Сморгонь полученные знания закреплял на практике и обучал молодое пополнение.

Шёл второй год его службы в войсковой части 54263, когда личному составу объявили о предстоящей командировке. Новость солдаты и офицеры восприняли спокойно. 

«Мы были совсем другим поколением, - объясняет Иван Андреевич. – Все мы - дети войны. Наши отцы воевали. Среди старших офицеров части даже были фронтовики».

О том, что на Кубе произошла революция, знали все. Но о том, что военнослужащим придётся отправиться именно туда, никто не подозревал. Происходящее никак не увязывалось с кубинскими событиями. Каждому из бригады, которая готовилась для отправки, были выданы удостоверения сельскохозяйственных рабочих. Для чего? Об этом они узнали только на борту пассажирского теплохода «Николаевск», который из порта Балтийск держал курс на остров Свободы. Это было одно из последних судов, которые успели войти в территориальные воды Кубы. 24 октября 1962 года началась военно-морская блокада. Американцы образовали вокруг Кубы кольцо из эсминцев, авианосцев и подводных лодок. Военные получили приказ: останавливать и досматривать все корабли, идущие на Кубу. Но в это время Иван Ванеев и его сослуживцы в длинной автоколонне уже двигались на позиции в сопровождении кубинских военных.

- Во время нашего пребывания на Кубе известий поступало мало. Мы не знали, что нас ждёт завтра или через час. Но в один из дней пришло сообщение о том, что мы возвращаемся на Родину.

Дорога на Кубу и обратно стала серьёзным испытанием для военнослужащих, страдавших морской болезнью. Ивану Ванееву повезло. Он легко перенёс плаванье, говорит, что не пропустил ни одного завтрака, обеда и ужина. В то время как другие товарищи по несколько суток не ели. Но юмор и оптимизм никогда не покидали ребят. Один из военнослужащих, страдавших морской болезнью, шутил: «Вернусь домой, все пластинки о море разобью».

По следам очевидцев: Под кодовым названием «Анадырь» (3 часть)

По следам очевидцев: Под кодовым названием «Анадырь» (3 часть)

По следам очевидцев: Под кодовым названием «Анадырь» (3 часть)

Сегодня Ивану Ванееву 78 лет. Свой военный китель мужчина надевает лишь на праздники. Наша встреча с ним стала еще одним поводом, чтобы он надел форму и вспомнил о своих наградах. Среди них есть медаль за участие в кубинских событиях, которую всего пару лет назад Иван Андреевич получил из рук кубинского посла.

Подвиг советских военнослужащих навсегда вошёл в мировую историю. Масштабная военная агрессия США была предотвращена. После Карибского кризиса произошли существенные изменения во внешней политике обеих сверхдержав. Прямым его следствием стало подписание в 1963 году Договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах, Совместная декларация о запрещении вывода на орбиту объектов с ядерным оружием на борту, а также ряда других договорённостей между СССР и США.

Татьяна ЧЕРНЯВСКАЯ.

Фото автора и из архива Ивана ВАНЕЕВА. 

←Теннисный прорыв

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика