Эксперт: 2019-2020 годы будут пиком проблем
10.12.2018 09:10
—
Разное
Негативная динамика по появлению проблемной задолженности и по обслуживанию проблемных кредитов госсектора могут привести к пику проблем в 2019-2020 годах.
Минфин на прошлой неделе озвучил сведения о госдолге по состоянию на 1 ноября текущего года. Так, государственный долг составил 45,1 млрд рублей. Сумма долга, выраженная в белорусских рублях, оказалась максимальной за всю историю независимости. Если сравнивать с началом года, госдолг подрос на 3 млрд рублей.
При этом, как отметил на конференции «Государственное управление в Беларуси: инновации и/или стабильность?», организованной проектами SYMPA/BIPART, член Консультативного совета Министерства по налогам и сборам, председатель Республиканского клуба финансовых директоров Андрей Карпунин, исходя из оценок финансистов и Минфина, ничего страшного пока не происходит и нам ничего не угрожает, пишет Thinktanks.by
«Подчеркну, что в связи со сменой руководства Нацбанка и правительства, наше отношение к внешнему долгу и госдолгу изменяется в лучшую сторону, – сказал Карпунин. – Если предыдущее руководство правительства и Минфина исходило из позиции того, что нужно брать в долг тогда, когда дают, то нынешнее руководство декларирует, что нужно брать столько, сколько нам необходимо, и в момент, когда нам это надо или немного заранее».
Эта принципиальная разница двух правительств и двух подходов к заимствованиям, считает эксперт, и это говорит нам о том, что более продуманная и более взвешенная политика по заимствованиям даст возможность не погибнуть нашей финансовой системе в долгах.
«Министр финансов Ермолович начал четкие действия: гасит заранее дорогие заимствования, что очень позитивно. Динамика ноября-декабря и его планы на январь говорит о том, что мы высвободим в наших расходах на вскидку порядка 50 млн долларов, – подчеркнул эксперт. – Если главе Минфина удастся проводить свою политику, то мы сможем реально управлять нашими расходами по обслуживанию госдолга и внешнего долга».
Минфин пообещал снизить уровень госдолга, но есть несколько «но»
Напомним, как известно, в планах Минфина к 2025 году снизить поэтапно уровень государственного долга до 25% ВВП.
Карпунин назвал это позитивной новостью. «Это очень здорово, но есть несколько «но», – сказал эксперт. – Так, ВВП дает нам рабочие места, рабочие места дают нам ВВП, все это вместе дает нам налоги: с оборота, с импорта, с экспорта, с транзита».
«К сожалению, изменение прогнозов по росту ВВП в Беларуси, России и странам ЕАЭС лишает нам определенного оптимизма, – добавил Карпунин. – Согласно ряду прогнозов, прирост ВВП у нас будет в 2019 году примерно в районе 1,7%, а это говорит о наличии рецессии. Исходя из этих же прогнозов, у нашего основного партнера России прирост ВВП должен составить в лучшем случае 1,6 -1,8%, что также означает рецессию».
«Раз рецессия, значит, мы получаем и соответствующую реакцию госкорпораций, бизнеса – остановиться, подумать», – отметил он.
Эксперт обратил внимание на то, что на первых этапах рецессии никогда не затеваются новые проекты, а раз они не затеваются, это значит, что производство инвестиционных товаров у нас попадает в зону риска, потому что с российской стороны останавливается спрос на МАЗы, БелАЗы, автобусы т.д. Таким образом, из-за внешних рисков появляется больше угроз для роста ВВП и собираемости налогов.
«Поэтому несмотря на амбициозные планы сделать 1000 млрд ВВП, возникает и подчеркивается конфликт между новым правительством и представителями Администрации президента, – заметил Карпунин. – Поскольку новое правительство говорит, что мы будем базироваться на ИТ, секторе услуг и т.п., а Администрация президента считает, что рост ВВП нам даст наше старое доброе машиностроение с сельским хозяйством».
По словам эксперта, этот конфликт прогнозов и желаний приводит к динамике проблемной задолженности, поскольку позиция госсектора, в том числе, строительства, машиностроения и сельского хозяйства будет ухудшать всю динамику.
«Что будет в итоге? Долги. Ведь эти все кредиты, выданные под гарантии правительства, будут рефинансироваться, а для рефинансирования необходимы дополнительные источники, – добавил Андрей Карпунин. – Поэтому выбывают из статистики госдолга гарантии правительства под финансирование госсектора. Все это прячется через Банк развития и системообразующие государственные банки. Но так мы пытаемся лишь обмануть себя».
Поэтому, считает он, негативная динамика по появлению проблемной задолженности и по обслуживанию проблемных кредитов госсектора говорит, что 2019-2020 годы будут пиком проблем.
«А на фоне прогнозируемого ухудшения экспорта в Россию, именно по тем позициям, что я обозначил, это двойная проблема», – заключил эксперт.