Почему молодежь в Беларуси не верит в перемены
10.12.2018 09:26
—
Разное
Менее 10% молодых белорусов хотят политических перемен в стране, выяснил «Левада-центр». Политика для белорусов — нечто абстрактное и запретное.
Участники дискуссии «Как молодежь Беларуси представляет свое будущее» обсудили результаты соцопроса «Левада-центра», проведенного совместно с Фондом Бориса Немцова при поддержке МИД ФРГ.
— Людей волнует то, что им близко, и они не задумываются, что их бытовые проблемы — следствие плохой политики, и государство намеренно делает так, чтобы они это и не поняли, — цитирует DW Даниила Лаврецкого, одного из руководителей организации «Объединение белорусских студентов».
Есть ощущение, что политика — нечто запретное, само это слово негативно окрашено в Беларуси, полагает политтехнолог Алина Нагорная, основательница общественного движения «Дзея».
Если верить полученным данным, то они, по выражению Анны Чередниченко, исполнительного директора Фонда Бориса Немцова «За свободу», свидетельствуют об усталости, разочарованности, неверии в перемены.
В ходе дискуссии проявилась разница в настроениях тех, кому сегодня 20 лет, и тех, кому 35. Последние вспоминают о том, что и в конце 90-х, когда по Беларуси прокатилась волна массовых уличных протестов, и позже политики и активисты были уверены, что перемены близко, но они до сих пор не наступили. Между тем поколение 20-летних в ходе обсуждения продемонстрировало, что верит в неизбежность перемен в обозримом будущем, но, тем не менее, заметной политической активности в реальной жизни оно не проявляет.
Присутствовавший на дискуссии российский философ Максим Горюнов видит две причины аполитичности белорусской молодежи.
Во-первых, успех белорусского силового аппарата — молодежь запугали: «Лукашенко много инвестировал в смирение белорусов, до него над этим поработала и компартия БССР, до нее — российские генерал-губернаторы, а еще раньше — воеводы польские».
Во-вторых, по мнению Горюнова, у белорусов нет своей истории национально-освободительной борьбы, сопоставимой с историей противостояний, например, в украинском Львове или в Польше во времена «Солидарности». Как следствие, нет, по выражению философа, инерции, культа героев сопротивления.
В Беларуси и 20, и 10, и 5, и 100 лет назад, констатирует Горюнов, появлялось поколение, которое говорило: вот-вот у нас появится своя национальная демократическая буржуазная гражданская республика. И всякий раз они терпели неудачу за неудачей. Сейчас, по наблюдению Максима Горюнова, опять появляется поколение, которое верит в демократическое будущее своей страны.