Туркменские студенты не могут заплатить за учёбу в Беларуси. Что происходит?
06.12.2018 08:31
—
Разное
Фото: TUT.BY
По информации сайта “Альтернативные новости Туркменистана”, сейчас оплатить туркменской картой можно только покупки на сумму до 50 рублей в день ($25) и только в супермаркетах “Гиппо”, “Евроопт” и сети магазинов “Домашний”.
“В месяц можно использовать около $320”
Из-за проблем с карточками студенты стали должниками по оплате за обучение и проживание в общежитиях.
“Всё началось с 2016 года. Сначала у нас был лимит в день $200 в день, его постепенно сократили до $50 [эти суммы можно было тратить, расплачиваясь карточкой в терминалах], — рассказывает Еврорадио студентка БГУ из Туркменистана. — Но всего в месяц можно использовать не более $320. Если этот лимит исчерпан, то деньги снимать нельзя до конца месяца, оплачивать тоже ничего нельзя”.
Наша собеседница подчёркивает, что есть разница между суммами, которые можно снимать с карт, и суммами, которые можно тратить, проводя платежи по терминалу:
“Сейчас в день можно делать покупки примерно на 100 рублей. Снять с карточки можно только 30-35 рублей. Но если ты каждый день будешь покупать что-то на 100 рублей, то месячный лимит быстро закончится”.
Из-за такой системы, говорит девушка, некоторые студенты из Туркменистана просрочили университетам оплату за обучение, ведь снять крупную сумму денег с карточки невозможно.
Видео с сайта “Альтернативные новости Туркменистана”
Оплата за обучение через туркменские банки не доходит месяцами
“Тогда наши банки открыли нам счёт-фактуру, через которую родители отправляют оплату манатами, а после они конвертируются в доллары, а потом в ваши рубли. Наша оплата доходит в течение примерно двух месяцев”.
Некоторые студенты перечислили деньги в манатах на счёт-фактуры ещё летом, когда были на каникулах в Туркменистане. По приезду они предъявили квитанции об оплате, но деньги в валюте в Беларусь до сих пор не поступили.
По словам другой студентки, единого лимита на расчёты за границей у туркменских банков нет.
“В месяц мы можем снимать $300. Можно и покупки делать, но не у всех эта система работает, у всех разные суммы, которые можно тратить. Кто-то может в любых магазинах расплачиваться карточкой, а кто-то — только в каких-то конкретных. Мы сами не до конца понимаем эту систему”, — говорит девушка.
“Официальный курс 3,5 маната за $1, на черном рынке — 16 манатов”
Главный редактор сайта “Альтернативные новости Туркменистана” Руслан Мятиев объяснил Еврорадио, что такие меры государство ввело из-за большой разницы между официальным курсом доллара и курсом на черном рынке:
“Официальный курс держится с 2015 года на уровне 3,5 маната [2,13 рубля] за $1. В то же время у нас есть неофициальный курс на чёрном рынке, он в разы выше [сейчас около 16 манатов, или 9,5 рубля, за $1] государственного и не фиксируется. Родители студентов идут в банк, кладут на счёт манаты, а они конвертируются по госкурсу, чтобы студент мог в другой стране снимать иностранную или местную валюту.
На одном из банкоматов в Минске студенты оставили надпись: “Туркменским студентам от безденежья осталось только умереть голодной смертью?!”. Фото “Альтернативные новости Туркменистана”
Государству это невыгодно, оно прекрасно знает, что в стране действуют два курса. По сути, государство даёт возможность людям конвертировать по госкурсу свои манатные накопления. Проблемы начались в конце 2016 года, когда власти, крупные банки стали снижать количество иностранной валюты, которую можно снять за рубежом. Сначала это была $1000 в день, потом $200, потом $75, $50, а до тех проблем, о которых написал мой ресурс, можно было снимать $15”.
Одна из наших собеседниц предположила, что студенты, которые рассказали о случившемся “АТЛ”, просто исчерпали месячный лимит, поэтому не могут снять деньги с банковской карты. Но Мятиев утверждает, что “они не новички и прекрасно знают, как это всё работает”.
“Если бы они исчерпали свой лимит, то каждый вечер не ходили бы паровозиком по 5-6 человек от одного банкомата к другому. Эти люди знают о лимитах. Это уже более глубокая проблема. Наверное, она связана с туркменскими банками”.
По словам Мятиева, сейчас Туркменистан переживает экономический кризис. В 2016 году российский “Газпром” отказался покупать у Туркменистана природный газ. Сейчас его покупает только Китай, но и он не платит твёрдой валютой, а покупает в счёт кредита, который Туркменистан брал на строительство газопровода.
Похожие проблемы были и в Беларуси. Из-за финансового кризиса в 2014 году белорусские банки вводили запреты и ограничения по расчётам карточками за границей, а также снятию денег с банкоматов зарубежных банков. Например, Беларусбанк ввёл суточный лимит в $150 долларов ($500 — по премиальным картам). Хоум Кредит Банк приостановил все операции по своим картам за границей, а Альфа-Банк сначала ввёл лимиты, но почти сразу также запретил.