«Когда доходит до работы, "помощники" куда-то исчезают». Дизайнер Катя Тикота о социальных проектах и креативности

Источник материала:  
30.11.2018 16:30 — Разное

Шоу-рум Кати Тикота, дизайнера, модели и социальной предпринимательницы, напоминает мастерскую доброй волшебницы: она обставлена со вкусом и наполнена не только красивыми вещами, но и красивыми мыслями. В преддверии выступления на конференции TEDxMinskWomen 2018, которая пройдет 1 декабря в Галерее TUT.BY, Катя поделилась важными идеями о социальном предпринимательстве, принципах работы и креативности.


— Тема TEDWomen 2018 — Showing Up. Это слово можно перевести как «появление» или «проявление». Вы сталкивались с тем, что девушкам сложнее проявить свои таланты, чем мужчинам?

— Трудности с самореализацией связаны с тем, что существуют задачи, к которым сложно найти подход. Не думаю, что дело в гендере, скорее это вопрос опыта. Я не могу назвать себя ярой сторонницей феминизма, но, конечно, я за то, чтобы женщины активно вовлекались в политические и социальные проекты. Просто не нужно делать принципы доминирующей идеологией. Каждый человек волен выбирать, чем ему заниматься.

Да, мужчины зарабатывают больше женщин, их больше на руководящих постах. Не думаю, что дело только в дискриминации. Есть направления, которые девушкам интереснее, они больше хотят лечить людей или заниматься дизайном, а не политикой, например. В конце концов, в обществе важно быть не мужчиной или женщиной, а профессионалом.

— В концепции вашего бренда Tikota Unique с самого начала обозначился социальный вектор. Первый проект — коллекция из вторичных материалов, вещи из секонд-хендов. Как идея была воспринята?

—  Пять лет назад на меня смотрели удивленными глазами. Никто не понимал: зачем носить одежду, бывшую в употреблении. Изначально проект питался личными интересами, представлениями о том, как нужно относиться к природе. А еще тем, что у вещей наших бабушек и мам особая энергетика. Мы чувствуем ее, когда берем в руки их одежду — так можно почувствовать и энергию целого рода, за это важно держаться. С другой стороны, я видела, как на Западе вещи получают вторую жизнь, а у нас часто не знают, что делать с ненужной одеждой. Проект поняли не все, но это и хорошо, потому что к некоторым идеям общество может быть не готово. Сейчас же, тема экологии, сохранения ресурсов и сокращение потребления на пике популярности. Секонд-хенд или винтаж уже не кажется чем-то страшным.


Одежда бренда вне рамок социальных проектов также создается на выработанных принципах: из натуральной ткани и в единичном экземпляре. Я считаю, лучше сделать один полный лук, но максимально безопасный по отношению к окружающими миру, чем делать в три раза больше одежды, но при этом плохого качества. Это увеличивает количество отходов на планете.

— В 2017 году вы выиграли конкурс социальных проектов Social Weekend с коллекцией TIKOTA INCLUSIVE. Почему возникла необходимость делать одежду для людей с инвалидностью?

— В моей жизни все происходит естественно: в окружении появилось много ребят с ограниченной мобильностью, мы начали общаться, и выяснилось, что для них почти нет одежды. Многие скептически говорят: «Ну в чем же там отличие?» Но когда начинаешь работать над дизайном специальной одежды, возникает столько сложностей! Колясочник одевается сидя, а значит, нужно предусмотреть огромное количество нюансов: удобное расположение карманов, заниженный перед и завышенная спинка, определенная посадка. В одной из ходовых моделей джинсов коллекции мы насчитали восемнадцать отличий, которые облегчают жизнь. На человеке, который не передвигается на коляске, эта одежда просто не будет сидеть.


— Чему вас научила работа над инклюзивным проектом?

— Люди с инвалидностью часто сами себя стигматизируют, к сожалению. Это вопрос зажатости, но в Беларуси не только они зажаты, это проблема всех. Государство не проводит мероприятий, направленных на интеграцию людей с инвалидностью в общество. Существуют инициативы, перерастающие в проекты, в которых заняты люди с особенностями развития и без них. Например, есть чудесный театр, где зрители видят спектакль, но не знают, у какого из детей, находящихся на сцене, аутизм. Таких проектов, к сожалению, очень мало. Даже организации, которые занимаются этой темой, часто не могут интегрироваться в общие мероприятия, остаются в своем сообществе. Но им и всем нам надо выходить из этой зажатости, чтобы между людьми устанавливалась связь.

— С какими трудностями вы столкнулись, когда стали заниматься социальным предпринимательством?

— Мало людей переходит от слов к действию. Желающих усомниться в тебе — тысячи, тех, кто будет потакать — сотни, а тех кто верит в тебя — десятки. Когда проекты задумываются, вокруг появляется много людей, которые будут говорить: «Здорово, круто, классно, мы в деле!». Но когда доходит до работы, «помощники» куда-то исчезают, и ты остаешься с небольшой командой, которая готова создавать.

Очень важно научиться распределять время и понимать, на что тебя действительно хватит, а что ты уже не потянешь. У меня сотни идей, но я знаю, какая нагрузка за ними стоит. Важно не перегореть из-за того, чем ты занимаешься.


— Какой проект бренда можно назвать самым знаковым?

— Серия «Майки на Мове» по-хорошему стала попсовой, ей уже 2,5 года. Идея проекта заключалась в том, чтобы объединить белорусов по всему миру. Нетривиальные принты и слоганы показывают красоту языка, его ироничность и юмор. Я осознанно отказывалась от каких-то негативных посланий, потому что верю: что мы демонстрируем миру, то и получаем взамен. Меня очень радует, что проект действительно стал международным. Я иногда шучу, что у меня своя «секта». Если за границей встречаешь человека в майке с принтом, то невольно улыбаешься, потому что знаешь, откуда он, а он улыбается тебе. Магия! И это прекрасно!

— Какими принципами в работе вы руководствуетесь?

— Думаю, важно быть честным с собой. Сейчас много говорят про успех, деньги и хайп — это хорошо, но важно понять, есть ли в этом смысл. У каждого своя философия: моя заключается в том, что нужно делать то, что приносит пользу. Я часто задаю себе вопрос, занимаясь каким-то проектом: окей, а что будет дальше? А будет ли это важно для меня через 5 лет?


— Почему вы участвуете в TEDxMinskWomen 2018? И о чем собираетесь рассказать?

— Наше общество устроено так, что для многих необходим толчок, пинок или ориентир. Ведь некоторые люди даже не знают, куда можно идти со своими мечтами и желаниями. Когда они слышат историю, которая в них отзывается, то могут понять, в каком направлении двигаться. И главное — не будут бояться действовать. Об этом и будет моя речь: об использовании своих ресурсов, преодолении страха, возможности использовать свои таланты, чувствовать себя и делать то, что приносит радость и удовольствие.

— Что значит для вас «креативность»?

— Делать то, что хочешь делать.

Программа конференции состоит из двух частей: в глобальной части можно будет перенестись на TEDWomen2018 «Showing Up» в Палм-Спрингс (США). А локальная часть представлена выступлениями наших соотечественниц — предпринимателя, дизайнера, архитектора и врача. 

Вход на конференцию бесплатный по именным пригласительным, которые можно было получить, заполнив Анкету регистрации. Все 100 пригласительных были забронированы в течение суток. Чтобы сделать идеи TEDxMinskWomen доступными мы организуем онлайн-трансляцию, которая будет доступна по ссылке в 14:00 1 декабря 2018.

Подробности о мероприятии можно найти тут

←Компания бизнесмена Кныровича − банкрот. У неё долгов на $5 миллионов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика