Стабильность, безопасность, дисциплина - три слона "белорусской модели"

Источник материала:  
29.11.2018 09:39 — Разное


О чем может написать БРСМовец сверстникам в 2068 году?

29 октября 1918 г. на первом Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи было принято решение о создании ВЛКСМ. Столетний юбилей, однако.

Своими посещениями сайт БРСМ и социально ему близкие электронные источники информации я балую не часто, поэтому мог бы и пропустить эту историческую дату. Но мне повезло. На одной из российских аналитических интернет-площадок мое внимание привлек заголовок «Держишь ли ты камень с Марса?» — в Ярославле вскрыли капсулу из 1968 года».

Ее заложили тогда комсомольцы ярославского завода «Свободный труд», а вскрыли спустя 50 лет в ходе торжественного мероприятия работники ООО «Ярославская лакокрасочная компания». Вот такая деталь. За полвека специализация предприятия принципиально не изменилась. Как производились лаки и краски, так и производятся, но на место свободного труда свободных людей на благо свободных же людей пришел труд на благо учредителей общества с ограниченной ответственностью.

Приведу фрагмент послания:

«Здравствуй, комсомолец 2018 года! Здравствуйте, удивительные умы!

Из толщ минувшего века комсомол шестидесятых годов протягивает тебе свою руку. Как живешь, друг? Любишь ли нашу землю, нашу колыбель так, как любим ее мы? Держишь ли на ладони камень с Марса? Чем прославил свой древний город? Какие чудо-краски подарил Родине?

У нас с тобой — фантастическая родословная: штурм Зимнего, Кронштадтский лед и Каховка, коммуны и колхозы, Магнитка и Турксиб, подполье Краснодона и Мамаев курган, заря космической эры человечества. У нас с тобой — единая цель: утверждать делом самое справедливое и счастливое общество на земле».


Предсказывать будущее — дело неблагодарное. В год 50-летия комсомола многим верилось, что уже в самое ближайшее время «на Марсе будут яблони цвести». И хотя американские марсоходы обильно наследили на поверхности Красной планеты, с выращиванием фруктовых деревьев придется подождать, как и с возможностью подержать на ладони марсианский камень.

Но куда существеннее авторы послания ошиблись с оценками не будущего, а прошлого. Из перечня, вошедшего в фантастическую родословную, выдержали проверку временем только «подполье Краснодона и Мамаев курган», то есть события, непосредственно связанные с «нашей Победой». Тем самым подтверждается парадоксальный вывод о России, как о стране с непредсказуемым прошлым.

Лучшей иллюстрации к проблеме «переписывания истории», пожалуй, и не подобрать. И проблема эта генерируется теми, кто громче всех кричит о необходимости защиты истории от очередных ревизионистов.


Попадание в яблочко

Крики криками, но караван авторитарного режима шага не замедляет. В результате на наших глазах возникает довольно сложная конструкция, на роль центрального несущего элемента которой власть назначила «нашу Победу». Октябрьская революция и годы мирного строительства на эту роль не годятся, так как содержат огромное количество фактов, открытых для критики со стороны политических оппонентов власти (голодомор, политические репрессии, бессмысленные с экономической точки зрения стройки).

А война — это попадание пропаганды в яблочко общественного сознания. С ее помощью власть как бы приобщается к подвигу наших отцов и дедов и становится его единственным законным наследником. «И вот это заставляет меня (российского писателя и публициста Дмитрия Быкова.— Прим. авт.) вспомнить хорошее русское слово «святотатство». Потому что святотатство — ведь, оно в оригинале своем старославянском это кража церковных ценностей, их присвоение. Свято и тать (вор), да?»

В этом воровстве легко усмотреть традиционное для русской политической культуры самозванство. По мнению искусствоведа Олега Генисаретского, не верность, а именно самозванство является обратной стороной предательства, этакой национальной забавой, суть которой заключается в притязании на обладание чем-то или на самопровозглашенное наследование чего-то.

Послание комсомольцев ярославского завода «Свободный труд», естественно, состояло из набора популярных в 1968 г. идеологических штампов. Подготовленное по прямому указанию и под контролем «старших товарищей», иным оно и не могло быть. И в этом ценность послания для нас, так как оно позволяет понять, чем советская реальность, сконструированная пропагандой, отличалась от реальности, которая простым людям была дана непосредственно в ощущениях.

В сконструированной реальности в 1968 г. мечтали о полетах на Марс и производили чудо-краски не ради удовлетворения потребительского спроса, а в качестве подарка Родине. В реальности, данной в ощущениях, стояли в очередях и давили гусеницами танков Пражскую весну. И что интересно, существование одновременно в двух реальностях не вызывало когнитивного диссонанса (состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений). Одни и те же молодые люди могли сегодня производить краски, а завтра сесть за рычаги танков.

Двоемыслие. Вот как это популярное у социологов понятие раскрывает директор «Левада-Центра» Лев Гудков: «Властям не доверяют, но при этом демонстрируют им внешнюю лояльность. На них надеются, но одновременно наделяют их самыми отвратительными качествами. Двоемыслие — один из наиболее действенных механизмов адаптации к репрессивному государству, к неподконтрольной власти. Это — основа того, что называется «русским терпением».


Три слона


Но оставим прошлое прошлому и представим себя на минуту на месте современного БРСМовца, перед которым руководитель идеологической вертикали поставил задачу подготовить послание потомкам.

Являясь продуктом современной идеологической обработки, о каком будущем он напишет? Его ровесник в год оккупации Чехословакии, разумеется, в построение коммунизма не верил. Тем не менее он исправно выполнял все идеологические ритуалы. Их результирующий вектор устремлен в будущее, что было естественно для коммунистической идеологии, мессианской по своей природе.

Без веры в «светлое будущее», пусть и на декларативном уровне, никому бы и в голову не пришло обращаться с посланием к потомкам.

Без затруднений просматриваю базовые выступления Лукашенко. Стабильность, безопасность, дисциплина. Вот три слона, на которых держится так называемая «белорусская модель». Какое будущее она гарантирует нашим детям в динамично развивающемся мире? Сомневаюсь, что оно будет стабильным и безопасным. С дисциплиной, понимаемой как хождение строем, проще. По крайней мере, в среднесрочной перспективе многим белорусам такой вид будущего гарантирован.

←«Народ выходит на протест, если он голодает»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика