МВФ ожидает рост дефицита бюджета Беларуси из-за налогового маневра в РФ
Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует рост дефицита бюджета Беларуси (по методике фонда) до 4% ВВП с ожидаемых 1,5% ВВП в 2018 году и 0,3% ВВП в 2017 году, сказано в опубликованном в четверг заключении совета директоров МВФ по итогам работы обзорной миссии фонда в Минске 5-15 ноября.
"Дефицит бюджета в 2019 году продолжит расширяться. Учитывая, что переговоры по налоговому маневру могут не завершиться к началу следующего года, власти предусмотрительно положили в основу бюджета негативный сценарий, без компенсации издержек. Но с учетом значительного роста расходов в следующем году дефицит бюджета (в определении МВФ) может достигнуть 4% ВВП", - считают директора МВФ.
После 2019 года МВФ ожидает снижение бюджетного дефицита в Беларуси по мере завершения строительства атомной электростанции. "Однако, даже с учетом полной компенсации последствий налогового маневра в 2020 году (по оценке властей) и отсутствия значительных изменений обменного курса, госдолг с учетом гарантий расширится и стабилизируется на уровне чуть менее 60% ВВП", - полагают эксперты фонда.
В заявлении отмечается, что белорусские власти считают крайне маловероятным отсутствие компенсации за налоговый маневр. В то же время МВФ рекомендует им иметь "запасной" план на случай материализации таких рисков, которые могут вызвать снижение нефтепереработки, экспорта и доходов бюджета.
Экономика Беларуси в целом пока находится в периоде циклического роста. Основными стимулами ее роста являются сильный конъюнктурный внешний спрос на ряд экспортных позиций и рост зарплат, который стимулирует внутренний спрос. По оценке МВФ, ВВП Беларуси в 2018 году вырастет на 3,7% после роста на 2,4% в 2017 году. При этом эксперты ожидают роста дефицита текущего счета платежного баланса Беларуси в этом году до 2,5% ВВП как результат растущего внутреннего спроса и строительства БелАЭС, которое стимулирует импорт.
В то же время, МВФ подчеркивает ограниченную диверсификацию товарных и финансовых рынков, на которых Беларусь присутствует. В этом контексте любое усиление глобальной геополитической напряженности окажет негативное влияние на белорусскую экономику с учетом теснейших экономических и финансовых связей с Россией.
На этом фоне МВФ рекомендует Национальному банку сохранить текущую денежно-кредитную политику, в том числе текущий уровень ставки рефинансирования (10% - ИФ). С учетом стабилизации инфляции на уровне 5-6% это позволяет обеспечивать реальные процентные ставки в пределах 4-5%. МВФ считает такой уровень ставок приемлемым для сдерживания инфляционного давления со стороны растущей зарплаты.
Также МВФ приветствует усиление независимости Национального банка и рекомендует ее углубить, как залог ограничения инфляции.
Кроме того, МВФ призывает белорусские власти отказаться от перекрестного субсидирования тарифов на энергоресурсы и увеличить стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения с учетом растущих доходов. Эксперты МВФ полагают, что текущие планы правительства по росту стоимости ЖКХ (в пределах эквивалента $5 ежегодно – ИФ) являются слишком медленными для решения проблемы перекрестного субсидирования.
Как сообщалось, Минск ведет с Москвой переговоры о компенсации выпадающих доходов белорусского бюджета из-за реализации в РФ налогового маневра в нефтяной отрасли. Предметом переговоров является механизм компенсации выпадающих доходов белорусского бюджета: межбюджетный трансферт, то есть прямые выплаты из российского бюджета в белорусский либо предоставление компенсации через цену на нефть.
В Минске рассчитывают на согласование и утверждение механизма не только на 2019 год, но и на весь период реализации налогового маневра в РФ, то есть до 2024 года включительно. При этом размер компенсации должен также учитывать весь объем поставок российской нефти, который закреплен межправительственным соглашением от 2007 года - 24 млн тонн в год.
В середине ноября посол Беларуси в России Владимир Семашко отмечал, что "по нефтегазовым переговорам продвижение пока не очень большое". По его словам, стороны планировали найти взаимоприемлемое решение к 15 декабря этого года.
Ранее также сообщалось, что Минфин Беларуси внесет в парламент профицитный (по национальной методике – ИФ) бюджет на 2019 год. По данным Минфина, в январе-сентябре 2018 года профицит бюджета составил 3,8% ВВП.