Лукашенко снова полюбил США. Но еще не забыл Путина
21.11.2018 12:16
—
Разное
Александр Лукашенко. Фото: kremlin.ru
Прошедшие две недели в Минске по праву стали «Днями США в белорусской внешней политике».
Сначала 31.10.2018 Александр Лукашенко принял помощника Государственного секретаря США по европейским и евразийским делам Аарона Уэсса Митчелла. Того самого, который ранее отнес Беларусь к числу бастионов Восточной Европы против российского экспансионизма. Чем вызвал немалое оживление в белорусском политическом и околополитическом бомонде: чем-чем, но антироссийским бастионом нас еще на Западе никто не называл.
Стороны выразили намерение приложить усилия к развитию двусторонних отношений. Вновь ожила надежда, что наконец Минск и Вашингтон вернут дипломатические контакты на уровень послов. Ранее была кулуарная информация, что послами обменяются весной 2017 года. Но по невыясненной причине этого не произошло. Есть неофициальное мнение, что дело в неадекватной позиции официального Минска: когда вопрос перешел в практическую плоскость, белорусские власти выдвинули условия для возвращения американского посла в «синеокую». Которые Штаты сочли неприемлемыми. В итоге ситуация зависла.
Будем надеяться, что встреча Митчелла и Лукашенко была продуктивной и американский посол все же вернется в Минск. Напомню: Беларусь — единственная европейская страна, где нет посла США. И это очень плохой знак для инвесторов, признак высоких политических рисков для инвестиций.
После А.У. Митчелла наш «восточноевропейский бастион против российского экспансионизма» посетила группа американских аналитиков, которых, опять-таки, лично принял А. Лукашенко. Интересно отметить, что официальный сайт белорусского руководителя предпочел не уточнять, кто именно в эту группу входил. Имеет смысл перечислить поименно гостей:
— эксперт Центра по анализу европейской политики, а в недавнем прошлом командующий Сухопутными войсками США в Европе трехзвездный генерал Бен Ходжес;
— старший директор Центра дипломатии и глобальных отношений имени Дж.Байдена и в недавнем прошлом заместитель помощника министра обороны США Майкл Карпентер;
— эксперт аналитического центра «Корпорация РЭНД» Брюс Макклинток;
— президент Джеймстаунского фонда Глен Ховард и сотрудник этого фонда Владимир Сокор.
«Корпорация РЭНД» хотя относится к числу неправительственных организаций, была основана 70 лет назад как площадка для партнерства ВВС США и американского ВПК. С тех пор РЭНД проводит большую исследовательскую работу в интересах правительства США по широкому спектру вопросов.
Джеймстаунский фонд возник ближе к концу «холодной войны» для поддержки диссидентов из стран Восточного блока. Инициатива была поддержана руководством ЦРУ. Фонд связан с консервативными кругами в американском политическом истэблишменте, которые, как известно, Россию, мягко говоря, недолюбливают.
Получается, белорусский руководитель принял, выражаясь языком советской пропаганды, группу милитаристов и антисоветчиков. Которым сообщил, что Беларусь:
— хочет развивать отношения с Западом вообще и НАТО в частности;
— не хочет размещать на своей территории российскую военную базу.
В общем-то, А. Лукашенко сказал все правильно. Но вопрос — а правильная ли была аудитория? Тем более, фактически накануне введения очередного пакета американских санкций против России за применение химического оружия по делу Скрипалей. И перед объявлением о подготовке двух других санкционных пакетов в отношении Москвы: «драконовского» и «адского». Последний предполагает признание России страной, поддерживающей терроризм. Стратегическое положение Кремля медленно, но верно ухудшается.
Плохо то, что стратегическое положение Минска не улучшается. Наша страна не имеет надежных внешних гарантий безопасности. Экономическая зависимость от России делает Беларусь крайне уязвимой даже без пресловутых «зеленых человечков» и «туристов Путина». «Паровой каток» американских санкций вынуждает Кремль проводить консолидацию внутри страны. В том числе и репрессивными мерами в отношении недовольных. Следующим шагом закономерно станет попытка консолидировать своих формальных союзников. Вряд ли она будет удачной: желающих побороться с гегемонией Запада среди постсоветских стран не наблюдается. Но меры, которыми Россия попытается дисциплинировать своих квазисоюзников, могут стать разрушительными для последних.
В этой ситуации главное, что, на мой взгляд, должен выиграть Минск, — время. Дотянуть до того момента, когда России будет уже просто не до нас.
Безусловно, развивать политические отношения с Западом и в первую очередь с США — необходимо. Но действовать стоит осторожно, руководствуясь принципом «три шага вперед, один шаг назад». И помнить, что в политике даже символические шаги могут иметь практические последствия.