Один шаг до "шарашки". Один шаг до рабства

Источник материала:  
19.11.2018 11:56 — Разное


Александр Федута. Фото: Еврорадио
Министр внутренних дел Игорь Шуневич выразил свой восторг по поводу проводящегося в его ведомстве эксперимента – трудового «заключения» осужденных на сельхозпредприятии «Хутор-Агро» вСветлогорском районе.

Там провели «Дожинки», отчего министр и вовсе впал в административный восторг. Еще бы: свой праздник! Ну, скажем, «Славянский базар» силами разнонациональных зэков провести – и вовсе государство в государстве получится.

Таким государством в государстве был ГУЛАГ.

Один шаг до "шарашки". Один шаг до рабства

В прошлом году «Хутор-Агро» перешел к Департаменту исполнения наказаний МВД. Фото: sb.by

Недавно российская писательница Наталья Громова вспомнила на своей странице в фейсбуке, как в одном из женских лагерей для заключенных надзирательница-экскурсовод возвышенно рассказывала экскурсантам, кто у них сидел:

— Лидия Русланова у нас сидела, Зоя Федорова у нас сидела, Наталия Сац у нас сидела…

Один шаг до "шарашки". Один шаг до рабства

Председатель Светлогорского райисполкома награждает работницу «Хутор-Агро». Фото belta.by

Сидеть, в общем, – не пересидеть. Три народные и всенародно любимые артистки. И ведь это правда. Во времена Лаврентия Берия в ГУЛАГе были не только лесоповалы и строительство БАМа, но и свои театры, свои спортивные команды, а также, разумеется, сельхозпредприятия, на которых тоже проходила ресоциализация заключенных. Платили им меньше, чем на свободе. Вообще, то есть, не платили. Но они оставались живыми. Кормили их лучше. Это правда.

Один шаг до "шарашки". Один шаг до рабства

Музей истории политических репрессий «Пермь-36». Март 2015. Фото Maxim Kimerling / TASS

Вершиной строительства государства в государстве при Берия стали легендарные «шарашки». Это уже в позднесоветские времена за смешным этим словом закрепили понятие: сводная бригада строителей, нелегально зарабатывающих деньги с использованием сложившегося в стране дефицита трудовой силы. А при Лаврентии Павловиче в «шарашках» — закрытых тюрьмах – проходили свою «ресоциализацию» гении, те, кто создавал и атомную бомбу, и ракетный щит родины. Так они обходились стране дешевле, можно было контролировать, чтобы они никуда не сбежали. Да и свободного времени, которое они тратили бы на себя, у них не было. В общем, Солженицын, «В круге первом».

А то, что «шарашка» начинается не с Берия, а с Шуневича, и посвящена не созданию ракеты, а выращиванию зерна и свиногодовле, то, простите, какая страна, такие и ГУЛАГи.

Один шаг до "шарашки". Один шаг до рабства

В Музее истории политических репрессий «Пермь-36». Фото Maxim Kimerling / TASS

Одно плохо: до превращения всей страны в Объединенную Шарашкину Контору имени товарища Шуневича осталось не так уж много времени. И вот почему. Помните, как Александр Григорьевич стонал перед гродненскими студентами: мол, не уезжайте! У нас уже не безработица наступает – катастрофически не будет хватать рабочей силы. Значит, восполнять дефицит будут либо за счет привозимых и плохо адаптируемых китайцев, либо за счет интенсификации подневольного труда белорусов. Контрактную систему называли мы когда-то крепостной? Так мы забыли, что крепостное право было значительным шагом вперед по сравнению с рабским трудом. То, чему радуется министр внутренних дел, — на практике возврат к рабскому труду. Рабы должны будут интенсифицировать производство жизненных благ, чтобы немногочисленные шкловские патриции не ощутили их дефицита.

Один шаг у нас до «шарашки». Один шаг до рабства. Всего один.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDF.BY может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации

←Смаргонскаму мядзведзю на абласных “Дажынках” не было роўных

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика