Жизнь деревни в куклах
воссоздает мастерица Надежда Лыскович
Ее куклы не похожи на принцесс в пышных платьях или утонченных Барби. В кукольной мастерской Надежды Николаевны Лыскович из Каменца рождаются другие персонажи – рядовые жители сельской глубинки. Создавать их мастерице гораздо интереснее, чем образы сказочных принцесс. Она сама родилась и выросла в деревне, помнит существовавшие тогда обряды и обычаи, одежду, в которой ходили бабушки и дедушки. И через своих кукол пытается донести до нынешнего поколения хотя бы частичку той деревни, которая уходит в прошлое.
Большинство персонажей мастерской Надежды Лыскович уже «в возрасте». И одежду для них она подбирает именно ту, что носили бабушки и дедушки в пору ее детства. Если это валенки – значит, их надо свалять из овечьей шерсти и подшить. Если юбка, то сшита из лоскута самотканого полотна, найденного на чердаке родительского дома. Если нужен кожух, в ход идет натуральная овчина. Самих кукол она прошивает из старых колготок, набитых поролоном. Лица прошиваются, распарываются, подтягиваются до тех пор, пока не достигается нужная мимика. «А чего у вас куклы такие грустные?», – спрашивают у нее иногда посетители выставок. «Доживете до таких лет, тоже грустными будете», – отшучивается мастерица.
Многие из ее кукол, созданных с мягким и добрым юмором, – это те самые бабушки и дедушки, которых она помнит с детства в родной деревне Рани. Среди них и вот эта колоритная семейная пара. На дедушке типичный сельский наряд в зимнем варианте: стеганая фуфайка нараспашку, ватные штаны, валенки и шапка-ушанка. Его супруга в переднике несет дрова; поверх толстой вязаной кофты накинута плюшевая жилетка, голова укутана теплым платком. И очень характерные лица. В каждой старой деревне такие и сейчас еще встретишь. Не случайно, на какое бы мероприятие не приехала эта пара вместе с другими куклами, обязательно найдется кто-то, кто воскликнет в восторге: ну точно мой дед!
Надежда Николаевна – профессиональная швея. Закончила училище швейников в Бресте по специальности «закройщица», потом – техникум в Барановичах (технолог женской и мужской одежды). Работала в Каменецком КБО. Когда сфера бытовых услуг начала разваливаться, ушла работать с детьми. «Потому что дети – это всегда позитив», — объясняет она. Много лет вела швейный кружок в районном центре дополнительного образования детей и молодежи. А потом сама увлеклась куклами и детей увлекла.
Нередко идея будущей куклы рождается в результате их совместного «мозгового штурма». Так получилось с «колядовщицей», появившейся на свет к очередной рождественской выставке. Смотришь на нее – и не можешь удержаться от улыбки. Одета в короткий кожушок из овчины и нарядную юбку с воланом, в руках – колядный мешок, из-под цветастого платка выбивается растрепанная челка. А на лице застыло такое выражение, что сразу ясно: в процессе колядок даму неплохо угостили кое-чем покрепче чая…
Еще одна пара кукол демонстрирует летний вариант сельской жизни – «последожиночный», когда можно и принарядиться. На хозяине «капялюш» с широким полями, его спутница прикрыла глубокое декольте яркими бусами. Вышагивают по сельской улице рука об руку. Она явно радуется возможности «себя показать». Он с радостью улизнул бы от супруги в мужскую компанию, да где там…
Куклы, появившиеся на свет в мастерской Надежды Николаевны, путешествуют по всей Беларуси: с выставки на выставку, с «Дожинок» на «Дожинки». Иногда и не возвращаются. Мастерица относится к этому философски: значит, комму-то они очень нужны. Шесть лет назад она оформила ремесленную деятельность и с удовольствием участвует со своими поделками во всех мероприятиях, куда приглашают ремесленников. Говорит, всегда есть чему поучиться у других мастеров. А кроме того, каждый выезд ее кукол «в свет» – это хорошая возможность напомнить всем нам, откуда мы родом…
Елена ТРИБУЛЕВА
tribuleva@tut.by
Фото автора