Что сдерживает белорусскую экспансию на рынок ЕС
02.11.2018 08:24
—
Разное
Почему зарубежные инвесторы не спешат в Беларусь?
При благоприятных условиях европейские компании могли бы заинтересоваться возможностью переноса в Беларусь некоторых производств, выходя тем самым на евразийский рынок и удешевляя свою продукцию за счет более дешевой рабочей силы и ресурсов, считает директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов. Подобные решения, по его мнению, лежат в политической плоскости, пишет "Завтра твоей страны".
Пока же инвестиции в белорусскую экономику плывут ручейком, а не сильной рекой. Отчасти на это влияют изменчивые условия игры в самой Беларуси, а также двоякая ситуация на рынке ЕАЭС.
— Если построить в Беларуси завод по переработке мяса, вопрос, будет ли он реализовываться, как задумано, или в тот момент Россия введет какие-нибудь ограничения для ввоза переработанных продуктов, — приводит пример старший директор Civitta Belarus Даниэль Крутцинна.
Внешним инвесторам сложно понять, в каких сферах преобладают государственные компании, куда государство не особо хочет пускать их, где активно происходит процесс импортозамещения, какие сферы открыты и там есть возможность полноценно развернуться. Со стороны белорусских властей не хватает четко очерченной позиции, какие гарантии страна готова предложить инвесторам, какие у них будут условия входа и работы в различных секторах экономики, в каких из них Беларусь может оказаться трамплином на рынки ЕАЭС.
Если бы ЕАЭС и ЕС работали над тем, чтобы уменьшить количество барьеров в торговле друг с другом, и отдельные страны уменьшили градус протекционизма, от этого выиграли бы все участники. Начать этот процесс можно было бы с представления взаимовыгодных преференций в отдельных секторах.
Евросоюзу и Евразийскому экономическому союзу важно вести диалог и стараться налаживать экономические отношения, минимизируя барьеры еще и для того, чтобы суметь реагировать на глобальные перемены и тренды.
— Китайская инициатива нового Шелкового пути пытается закрепиться как на европейском рынке, так и на евразийском. ЕС и ЕАЭС было бы правильно согласовать стандарты, оценить эффективность этой инициативы, выработать совместную концепцию, чтобы конструктивно работать с ней в выгодном свете, — отметил бывший глава офиса ОБСЕ в Беларуси Ханс-Йохан Шмидт на международной конференции «Взаимодействие государства и бизнеса в странах ЕС и ЕАЭС».
Сдвинуть с мертвой точки целые региональные союзы, убедив их найти обоюдовыгодные пути взаимодействия, достаточно сложно, поэтому параллельно заинтересованные страны вынуждены самостоятельно налаживать связи в обоих объединениях. Во многом это касается Беларуси, заявляющей о важности диверсификации экспорта и снижении зависимости от одного ключевого экономического партнера.
Пока же белорусские компании мало инвестируют за рубежом. Ведь основу отечественных экспортеров составляют госкомпании, которые следуют консервативным подходам в управлении, не проявляют большой инициативы и желания выходить за рамки привычных объемов и схем работы, а также не имеют достаточно полномочий для осуществления различных международных сделок, отмечает Роман Осипов. А ориентированный на экспорт отечественный частный бизнес не так велик по своим масштабам, чтобы обратить на себя широкое внимание. Белорусские товары на Западе часто ценят за качество, но нередко потребители европейских рынков даже не узнают об их происхождении.
И все же глава «Юнитера» признает, что рекомендует клиентам ориентироваться прежде всего на рынок Евросоюза. Ведь если компания будет успешно работать на рынке ЕС, то тем более она сможет работать в России и в Беларуси.
Если рассматривать инвестиции не только как финансы, то у Беларуси есть большой потенциал в виде стартапов, информационных разработок, которые нередко становятся частью иностранных бизнес-проектов, отмечают эксперты. Бонусы для страны от подобных отношений кроются, в первую очередь, в росте компетенций, доступе к иностранным рынкам.
Политическое решение Украины сблизиться с Евросоюзом в свое время сопровождалось лоббированием и работой заинтересованных институтов для предоставления стране места на европейском рынке, отмечает Даниэль Крутцинна.
С другой стороны, и сама Украина принимала радикальные решения, которых от нее ждал западный партнер. В силу сложившейся в регионе ситуации, ожиданий от Беларуси и требований стало намного меньше, чем было пять лет назад. Минск имеет высокие шансы открыться для инвестиций, приложив для этого небольшие усилия и продемонстрировав на то политическую волю.