Иван Пашкевич: РПЦ никаких уроков ни из прошлой, ни из новейшей истории не извлекает
30.10.2018 13:01
—
Разное
Глава фонда "Политика, инициативы и гражданский диалог", бывший депутат Верховного Совета и Палаты представителей, экс-замглавы Администрации президента Иван Пашкевич считает, что Московскому патриархату уготована участь быть сугубо национальной церковью. И рано или поздно Белорусская православная церковь, как и Украинская, станет самостоятельной.
глава РПЦ патриарх Кирилл (Владимир Гундяев)
Своими мыслями по этому поводу Иван Пашкевич, который сейчас большую часть времени живет в Америке, поделился с "Белорусским партизаном".
"Теперь Украинская православная церковь полностью независима -- это значит, что она больше не входит в состав Русской православной церкви Московского патриархата и осуществляет свою деятельность абсолютно самостоятельно, -- говорит Иван Пашкевич. -- После завершения всех процедур Украинская церковь становится наследницей крещения Руси князем Владимиром, а Московский патриархат отодвигается на "второе" место по отношению к Киеву и к данному религиозно-культурному наследию.
Если рассуждать спокойно и без политических пристрастий (к сожалению, политические пристрастия, оказывается, существуют во взаимоотношениях между церквями), то произошло то, что должно было произойти. Это объективная и ожидаемая реальность.
К неизбежности этого шага вело две причины: первая - политическая, вторая – церковная.
Когда началось политическое противостояние двух стран – Украины и России, когда одна сторона стала обвинять другую в развязывании и поддержке военного конфликта, то всё здравомыслие подсказывало, что уже не могло существовать общего духовного церковного центра, тем более расположенного на территории "враждебного государства". Украина вела независимую политику, разрывая отношения с Россией и создавая у себя все центры управления.
Конечно, эта участь должна была постигнуть и Церковь. И такие исторические примеры существуют. Когда Сербия, Румыния, Польша, Болгария и др. получили полную государственность -- политическую самостоятельность и независимость -- они также получили такую же полную самостоятельность своих церквей, но сохранили общее литургическое общение.
Зная об этих примерах, многие ожидали грамотного и рассудительного поведения Московского патриархата по отношению к своим единоверцам в Украине. Вместо этого, руководство РПЦ предало анафеме глав двух, по их мнению, неканонических церквей в Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви, и прервало общение на высшем уровне.
Также усугубилось противостояние самих верующих – церкви, тесно привязанные к верхушке госуправления, вынуждены поддерживать их политику, делая громкие политические заявления, обвиняя друг друга, в том числе, и в "нечистоте" веры.
Вторая причина, приведшая к ожидаемой самостоятельности Украинской православной церкви, -- сугубо межцерковная, корнями уходящая в историю становления мирового православия, отношения которых закреплены в канонических - это значит, всеми признанными - решениях Вселенских Соборов.
Так вот, после раскола христианской церкви в 1054 году на Западную и Восточную, первенство в Православной церкви перешло от Римской кафедры к следующей в порядке особого списка -- Константинопольской кафедре. С тех пор именно Константинопольский патриархат официально именуется Вселенским, а его предстоятель носит особый статус Вселенского патриарха, что закреплено решениями Халкидонского собора ещё в далёком 451 году.
Именно Константинополь определяет отношения всей Православной церкви, созывает и председательствует на общеправославных мероприятиях, разрешает кризисные ситуации, производит дарование автокефалий. Поэтому он на таких законных основаниях и определил отношения Московского патриархата с Киевской метрополией актом от 1686 года.
Данный акт, на который сегодня ссылается Москва, действительно подписан Вселенским Патриархом Дионисием IV. Подписан, правда, в определённых на ту пору политических условиях -- под жёстким давлением руководства Османской империи и Русского царства во избежание войны между двумя государствами.
И здесь самое интересное. Данный акт не передавал Киевскую митрополию под постоянную юрисдикцию Москвы, а лишь разрешал Московскому Патриарху совершать "поставление" на кафедру Киевских митрополитов.
Заметим, что таким же образом -- актом 1686 года -- Московская церковь получила подобные полномочия по управлению церковной жизнью Беларуси, Литвы и Польши.
Данный документ на ту пору устраивал всех. Более того, в течение XVIII и XIX веков напоминать об этом не было смысла -- Российская империя крепко контролировала территорию, которую она тогда называла Малороссией, а Церковь в той империи была государственным учреждением.
Но как только в начале 1920-х годов Российская империя пала, Константинополь возобновил свою юрисдикцию над Киевской митрополией, точнее над той её частью, которая осталась в Европе. Это были западные епархии Киевской митрополии (Волынская, Белостоцкая, Холмская и др.), оказавшиеся на территории Польши.
В 1924 году они получили автокефалию от Константинопольской Церкви и ныне известны как Польская Православная Церковь.
Так что решение судьбы Украинской православной церкви по этому примеру было открытым и ждало своего времени. Вот оно и наступило.
9 октября в Стамбуле прошёл трёхдневный Синод Вселенского патриархата в закрытом режиме и на нём был рассмотрен вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви.
Константинопольский патриархат отменил решение 1686 года о переходе Киевской митрополии под кураторство Московского патриархата и взял её под юрисдикцию Вселенского патриархата: "Вселенский патриарх, реализуя своё право первого среди равных, возвратил Украинскую церковь в лоно Константинополя".
Патриарху Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарету и митрополиту Украинской автокефальной православной церкви Макарию возвращён канонический статус и с них снята анафема. "Определено, что анафема им была объявлена без достаточных оснований, по политическим мотивам".
После данных решений, Вселенский патриархат приступил к процедуре предоставления независимости Украинской православной церкви путем выдаче ей специального документа – томоса. Для этого все украинские сторонники автокефалии должны начать подготовку к созыву Чрезвычайного объединительного собора иерархов Украинской православной церкви в составе всего украинского епископата.
Задачей собора будет принятие решения о церковном единстве, а также избрание предстоятеля единой поместной автокефальной УПЦ, которому патриарх Варфоломей вручит томос об автокефалии.
Киевский патриархат уже призвал "епископат, духовенство и верных Украинской автокефальной православной церкви, как и епископат, духовенство и верных Московского патриархата, поддержать процесс объединения украинского православия".
Этот процесс "должен происходить добровольно, мирно и без принуждения, каждый член Церкви, как и каждая община мирян или монахов имеет право свободно выбрать центр своего церковного подчинения – принадлежать к Украинской или Русской церкви", - заявил Киевский патриархат.
Духовенство и миряне, которые выразят желание подчиняться Московскому патриархату, "имеют право на это". "Русская православная церковь в Украине будет равноправно сосуществовать со всеми другими церквами и религиозными организациями, как это гарантировано Конституцией и законами нашего государства и международным правом", - говорится в заявлении Киевского патриархата.
Одним словом, Киев сделал то, что должна была сделать Москва добровольно и как минимум год-два назад. Однако, вместо этого, Священный синод Русской православной церкви пошёл на конфронтацию уже с Константинопольским патриархатом и на нём заявил "о полном разрыве общения" с ним.
С Украиной вопрос решён, и решила его сама Украина. А вот проблемы в других "канонических территориях Русской православной церкви" ещё впереди – они ждут своего часа.
Снобизм РПЦ уже давно стал нормой и не вызывает удивления у других. Главный религиозный праздник – Пасха -- отмечается с расхождением в месяц со всем христианским миром, в том числе и из-за признания коллективной ответственности иудеев за распятие Христа.
Приезду иерарха иной мировой Церкви в другое государство чинят всевозможные препятствия, поскольку "его" территория считается "канонически православной". Другие конфессии зачисляются в разряд "сектантов", а их служение униженно обзывается "духовной экспансией", в том числе воспитательная работа, например, в местах заключения, где, по мнению РПЦ, "сидят только наши, православные".
Вместо исполнения повеления Христа "идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари", РПЦ двумя руками держится за "территорию своей юрисдикции", ограничивая деятельность других как их "незаконное вторжение".
Даже актуальнейший для РПЦ вопрос об автокефалии Украинского православия рассматривался на Синоде, местом проведения которого была избрана...Беларусь. Не поиск компромисса, не укрепление отношений между сестринскими церквями, не стремление к обоюдному всепрощению двигало РПЦ, а упорное желание показать кто здесь истинный хозяин.
Конечно, белорусский народ знал о наличии и полном содержании акта Вселенского Патриарха от 1686 года, понимает политические и религиозные последствия для своей страны нынешний возврат Украинской церкви в лоно Константинополя.
Но известная "памяркоўнасць" белорусов, доброжелательность и рассудительность не позволяли вслух демонстрировать подобные знания и понимание. Сегодня же Московский патриархат своим "минским" Синодом громко и грубо бросил религиозный документ в белорусскую политическую среду.
Иисус Христос – глава Церкви, в том числе и Русской православной – сказал: "Царство Моё не от мира сего". Это значит, что земные цели и стремления второстепенны и "важно искать прежде всего Царства Божия и правды Его".
В этой связи иерархам РПЦ давно пора перестать играть в большую политику, жить и действовать по образу сильных мира сего. Прошедшая история учит, что недовольство народа именно действиями политиков, весь гнев против них переносит на поддерживающих их "невинную" Церковь.
К сожалению, РПЦ никаких уроков ни из прошлой, ни из новейшей истории не извлекает. Уже сегодня можно прогнозировать реальную потерю её влияния в международном сообществе православных церквей.
Как ни горько говорить, но Московскому патриархату уготована участь быть сугубо национальной церковью, предназначенной для духовного окормления граждан Российской Федерации и наконец-то в истинных границах её канонической территории, о чём она постоянно говорит.
Ошибаюсь? Давайте понаблюдаем за исполнением решения Синода РПЦ о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. На уровне церковной верхушки, безусловно, оно будет исполняться.
А вот прихожане РПЦ, которым запрещено посещать и причащаться в храмах, находящихся под контролем Константинополя, даже не заметят этого запрета".