Виртуальные роботы, Big Data, Open API инструменты цифровизации банка
– Цифровая трансформация бизнеса – последние несколько лет об этом говорят на IT-форумах и конференциях. Можете ли вы выстроить логическую цепочку из «цифровых» понятий? Что, на ваш взгляд, несет цифровизация предприятиям финансово-кредитной сферы Беларуси? Как вы, архитектор решений, понимаете и оцениваете это понятие для себя и какие видите перспективы для банков?
– «Цифровые понятия» – это устойчивые сочетания слов, которые используются для обозначения тех или иных отраслей, методологий, продуктов, решений и подходов. Начиная их перечисление, прежде всего хотелось бы отметить роботизированные процессы – замену человека в стандартных действиях программным роботом. Далее – искусственный интеллект, позволяющий использовать существующие наработки в реализации когнитивных процессов для того, чтобы облегчать принятие решений и стандартизировать процессы. Неразрывно связаны с вышеперечисленным Big Data и машинное обучение как «подраздел» искусственного интеллекта.
С другой стороны, нельзя не упомянуть о таких чисто инфраструктурных понятиях, как, например, открытое API, которое необходимо банкам для ускорения и расширения взаимодействия с окружающей средой и для того, чтобы служить проводником услуг банка конечным клиентам. Потребность в использовании открытого API требует внедрения корпоративных шин, которые в технически сложных банковских ландшафтах предоставляют единые точки доступа к процессам, позволяют управлять функциями в этих ландшафтах.
Вообще, количество используемых понятий, терминов растет, и сегодня новые технологии возникают и переходят в эксплуатацию стремительно, больше становится алгоритмов, используемых в широком доступе, и, как в сказке Льюиса Кэрролла, начинаешь осознавать, что для того, чтобы оставаться на месте, нужно бежать на пределе своих возможностей, а, чтобы чего-то добиться, надо бежать в два раза быстрее. И сам по себе процесс цифровой трансформации интересен потому, что даже промежуточные его стадии уже являются достижением каких-то целей.
– Татьяна, а внедрение этих идей что дает банку? Какие преимущества получают банки?
– Для оценки экономического эффекта каждого нововведения методики могут отличаться в зависимости от сферы применения изменяемого процесса. У традиционных банков теперь есть возможность наблюдать известные примеры успешных и полностью цифровых решений для розничного кредитования, привлечения средств для инвестиций и даже «цифровых» банков. Есть среднесрочные результаты функционирования таких решений, и выводы о целесообразности внедрения банки уже могут делать не только по теоретическим выкладкам.