Алексей Гуськов: "Вечная жизнь Александра Христофорова" – это фильм, который продлевает лето и продлевает жизнь
Народный артист России Алексей Гуськов приехал в Минск, чтобы представить свой фильм "Вечная жизнь Александра Христофорова". Картина вышла в прокат с 18 октября. А Гуськов в ней выступил в качестве исполнителя главной роли и одного из продюсеров. Перед премьерой он рассказал www.interfax.by, как работал над фильмом, и что считает в нем самым ценным и важным.
- Почему вы решили снимать комедию? Этот жанр непростой и в нем сложнее достучаться до зрителя, к комедиям обычно более критичны…
- Жанр этой картины шире, чем комедия. Определения "комедия" или "трагедия", мне кажется, остались где-то у греков, Шекспира или Мольера. Наша картина - это фильм хорошего настроения. Мы создаем на экране некий мир, куда зрителю хочется нырнуть. Атмосфера этого мира легкая, ироничная, открытая, и ни в коем случае не деспотичная и не тяжелая. Это фильм про нашу жизнь и про нас, но эта реальность показана в очень ироничном ключе. Не зря в аннотации мы пишем, что этот фильм, который рекомендован зрителю старше 12 лет как таблетка от осенней хандры. Это фильм, который продлевает лето и продлевает жизнь.
Сегодня зрители не очень-то голосуют за драмы и тяжелые истории.
- Потому что и так жизнь тяжелая?
- Не думаю, что в этом дело. Ведь легко никогда не было. Просто мир сейчас информационно плотный, агрессивный. Конкурентное поле очень насыщенное. Каждый может определить, чего ему хочется.
- И вы сняли легкий фильм с глубоким философским смыслом?
- Относительно смысла, думаю, каждый вынесет из него то, что сможет и захочет. Люблю для сравнения привести фильм "Матрица". Там заложена идея "избранного", а кто такие избранные, мы все знаем. Герою картины уже на 5-й минуте картины сообщают, что он – избранный. И дальше разворачивается действо, построенное на простых и понятных схемах, но от которого очень сложно оторваться. Так и у нас.
"Тайная жизнь Александра Христофорова" – это фильм, в котором герой из "человека-боя" превращается в того, кто говорит "Я тебя прощаю". У него меняется точка зрения на жизнь. А она сама поворачивается к Христофорову совершенно другой, светлой, стороной, и дарит ему подарки. Мифология. Но она существует и у нас. Кто-то поймет что-то, посмотрев этот фильм, кто-то – нет. Самое важное, чтобы человек вышел спустя полтора часа из кинотеатра со светлым ощущением внутри. С уверенностью, что его не обманули и это время не отобрали из его жизни.
- Лично вам близок ваш герой, Христофоров? Отзываются у вас его мысли и переживания?
- Конечно. Ведь, по сути, он транслирует мои размышления последних лет о том, что важно в нашей жизни – ежесекундно, ежеминутно. О том, что главное, а что второстепенное, и почему второму мы часто уделяем так много времени.
- И что же главное?
- Быть любимым и любить.
- То есть можно сказать, что "Вечная жизнь Александра Христофорова" – это фильм о любви?
- Конечно! В первую очередь о ней!
- В этой картине вы выступаете и в роли продюсера, и исполнителя главной роли. Тяжело их совмещать?
- Нет, напротив. Это очень интересно! Сразу же хочу объяснить, что я – продюсер, отвечающий не за экономику фильма и не за его производство, а за креатив. Я удерживаю ее от идеи до самого финального результата в неком верном русле. Это невероятно интересная работа – когда от одного предложения на одном листочке бумаги получается 104 страницы сценария. Потом появляются люди, которые начинают его оживлять. Декорации, съемочный процесс. И финал – когда все отпущены, остаются монтажер, композитор и звукорежиссер, и пишется музыка к фильму. Это все невероятно интересно!
- Опыт и профессионализм позволяют вам абстрагироваться от себя-актера в такие моменты?
- Очень легко. Когда съемочные дни, я ничем не занимаюсь как продюсер, и работаю только как актер. А то, что я знаю глубже сценарий, мне, как актеру, напротив, только в плюс идет и помогает.
- Работа над фильмом велась долго?
- Около 5 лет, а самый активный процесс длился 2 года. Нам очень повезло со съемочным процессом. Мы не простояли ни одного дня, нам повезло с погодой, нас не подводили актеры – и нам ни разу не пришлось переделывать график. У нас была легкая веселая рабочая атмосфера. После того, как съемки закончились, около полугода занимал процесс постпроизводства: это монтаж, музыка, звук, светокоррекция…
- Вспомните, откуда идея фильма взялась и почему она вас в какой-то момент зацепила?
- Все начиналось просто – из интернета. Я прочитал опрос, в котором люди отвечали, что бы они делали, если бы им осталось жить две недели. И оказалось, что все материальное, чемоданы денег, победы и амбиции, желания объехать земной шар, забраться на Эверест или полететь в космос – все это занимает места после 10-го. А первые ответы совсем другие были. У мужчин они были связаны с женщинами, у женщин – с мужчинами. И становится понятно, что наша главная потребность – любить и быть любимыми. Или наоборот – кому как больше нравится.
- В картине очень важную роль играют женские образы, не так ли?
- Да. Как и в жизни. В фильме таких образа три. Бывшая жена, с которой эго героя ну совсем никак не совмещается, потому что никто никому не уступает. Женщина-мечта, женщина-подарок. И представительница молодого поколения, бунтующего и совершенно ничего не принимающего, перекрашивающее волосы в красный цвет, делающее себе пирсинги и любыми способами доказывающее свою "самость".
- Роль бывшей супруги Христофорова исполнила ваша супруга, Лидия Вележева. Легко ли было работать на площадке со своей второй половиной?
- Очень легко. Идея свести нас вместе на площадке принадлежала режиссеру-постановщику картины Жене Шелякину. Для нас же это был уже не первый опыт совместных съемок, и мы прекрасно и весело провели время на площадке.
- Без улыбок, смеха и иронии не обходится ни фильм, ни ваша жизнь?
- Конечно. Знаете, на одном из предпоказов какая-то женщина сказала: "Надо же, какой солнечный раздолбай! Как же он похож на моего мужа!". А ведь действительно, одной из задач фильма было именно то, чтобы зритель с первых кадров мог сопоставить себя с героем. Он попадает в те же ситуации, которые и мы с вами. И каким-то образом из них выкручивается. У него это получается очень здорово! И с самоиронией.
- Первоначальная задумка фильма и ее итоговое воплощение на экране, которое мы увидим в кинотеатрах, сильно отличаются?
- То, что было с самого начала, я бы назвал не идеей, а ощущением. Конечно, все участники процесса что-то привнесли свое, собственное эго и свою фантазию. Получилось все то же, что и задумывалось, но чуть-чуть по-другому. Тем не менее, все сложилось отлично. И результат меня устраивает полностью.
Беседовала Ирина Киеня