Николай Козлов: Нет реальных выборов – пусто в кошельке
22.10.2018 13:42
—
Разное
Объединённая гражданская партия инициировала создание широкой коалиции по вопросу проведения свободных честных выборов и вместе с 10 демократическими партиями и движениями предложила изменения в Закон о выборах – в соответствии с мировой практикой. Изменённый Закон позволит проводить в Беларуси реальные выборы, а не их профанацию, как это делается теперь.
В чём заключаются эти изменения? Почему это важно для всех? На вопросы "Народной Воли" отвечает исполняющий обязанности председателя ОГП Николай КОЗЛОВ.
– Настоящие выборы – это крайне важно. Главная беда Беларуси – это неограниченность, бесконтрольность и несменяемость власти первого лица. Сменяемость остальных тоже условна, поскольку производится по решению этого самого несменяемого, а от граждан, от избирателей это никак не зависит.
Свободные и честные выборы изменят эту картину коренным образом. В первую очередь, не будет отношений «царь – подданные», наоборот – власть на всех уровнях будет зависеть от своих избирателей.
Посудите сами: если глава государства зависит от людей, он не скажет о них пренебрежительно «народец» – а не то ведь прокатят на выборах. Он не примет «декрет о тунеядцах» – потому что он людоедский, античеловеческий. Он не станет загонять людей на хоккей с участием себя и младшего сына. И вообще творить что левая нога захочет. А ведь таких примеров – бесчисленное множество. И все потому, что в Беларуси нет реальных выборов, а есть только их имитация.
Когда будут выборы, президент – кто бы он ни был – будет вынужден соответствовать желаниям и запросам сограждан. И не только президент, а и любой депутат. А если его депутатом «согласовал» президент, как у нас сейчас, так президенту он и будет стараться понравиться! Все логично.
– А как это связано с повседневной жизнью людей, с их трудностями?
– Связано всецело. Здесь очень важно понимать: свободные и честные выборы напрямую связаны с экономикой. И в целом, и в частности: с жизненным уровнем каждого человека. Никто ведь не проголосует за того, кто ухудшил его материальное положение, так? Выборы – это конкуренция экономических программ, и каждый поддержит того кандидата, чья программа окажется наиболее убедительной, и чья команда – наиболее профессиональной. А сейчас от людей просто ничего не зависит.
– Итак, каковы же требования к Закону? О деталях не будем – читатели, которые интересуются, могут ознакомиться с ними непосредственно в тексте законопроекта. Перечислите, пожалуйста, основные предложения.
– Ничего невиданного и принципиально нового мы не требуем, мы хотим, чтобы наши выборы соответствовали мировой практике. Везде в демократических государствах выборы проходят таким образом, чтобы ни у кого не возникало сомнений в их честности.
Сейчас мы определили три самых важных пункта, которые должны быть изменены. Это далеко не все. Есть большой пласт вопросов, которые касаются периода агитации, равного доступа депутатов к СМИ, финансирования и т.п. Но мы пока сосредоточились на трех первоочередных:
Первый пункт – это формирование избирательных комиссий из представителей разных сторон, из представителей всех кандидатов и политических партий, участвующих в выборах. Везде в мире это аксиома. А как происходит в Беларуси? Комиссии формируются, в подавляющем большинстве, из работников одного трудового коллектива, причем председателем комиссии назначается начальник! В итоге комиссия состоит из людей зависимых от председателя-начальника, а тот, в свою очередь, зависит от вышестоящего начальства. Какого честного подсчёта можно в таких условиях ожидать?
Второй вопрос – ограничение досрочного голосования. Огромное количество жалоб на фальсификации касаются именно этого пункта! Потому что по ночам всю неделю досрочного голосования ящик с бюллетенями находится вне поля зрения наблюдателей и что с ним происходит, проконтролировать невозможно. Значит, приходите голосовать в день выборов или же представьте документ, что вы по объективным причинам сделать этого не можете. В чём проблема?
Третье изменение касается права наблюдателей видеть подсчёт голосов, а также фиксировать этот процесс аудиозаписью, фото- и видеосъёмкой. Если всё чисто и честно – что скрывать?
Каждый бюллетень должен быть показан всем присутствующим: членам комиссии, наблюдателям, журналистам, и фамилия кандидата, за которого отдан голос, громко озвучена. А не так, как это делается теперь: члены комиссии каждый тихонько что-то там себе посчитали, сообщили цифры председателю комиссии на ухо или даже молча показали бумажку с цифрами, а тот типа их суммировал, а затем огласил итог, который ему заранее спустили сверху. Подсчёт должен быть прозрачным!
Мы специально ограничились тремя самыми важными пунктами, чтобы никто не запутался. Очень простые и понятные требования. Ну, ребята, вам не доверяют, не верят в вашу честность (это я к теперешней власти обращаюсь). Казалось бы, чего проще! Вы заявляете о том, что вас поддерживает большинство. Ну, так внесите эти изменения, которые требует демократическая общественность, посчитайте честно, покажите всем, что вас не в чем упрекнуть! Если всё честно – чего вы боитесь?!
– А чего боятся?
– А того и боятся. Понимают, что по-честному выиграть не могут. Боятся утраты власти. Ограничения власти. Контроля общества за властью.
Демократия ведь неизбежно предполагает: власть, начиная с президента, ограничена, подконтрольна обществу и рано или поздно обязательно сменяется. Демократия никак не предполагает всевластия и произвола.
– Как вы планируете добиваться принятия этих изменений законодательства?
– К сожалению, в Палате представителей мы не имеем последовательных и принципиальных лоббистов этого законопроекта, которые продвигали бы его принятие.
– А ваш партийный депутат Анна Канопацкая, которая выдвигалась от ОГП?
– Мы брали мандат, чтобы решить именно этот вопрос. Мое твердое убеждение – и это позиция партии – что после суверенитета страны честные и свободные выборы – это самая важная тема. Без честных свободных выборов не будет ни развития экономики, ни самоуправления, ни независимых судов – ничего.
Чего мы ожидали? Мы ожидали, что Анна Канопацкая каждую сессию будет начинать с того, что выходить на трибуну и обращаться и говорить: «7 миллионов беларусов лишены права выбора! Если вы хотите, чтобы на нас смотрели как на депутатов, а на Палату представителей как на парламент, мы должны внести эти изменения и дополнения в избирательное законодательство, они возвращают беларусам право выбора, они дают людям надежду на перемены!». Это должно было звучать на каждой сессии. К сожалению, этого нет.
– А что делать?
– Что делать?.. Мы не сидим сложа руки. Только в этом году мы провели семь больших дискуссий во всех областях страны, на которые пришло около 400 человек. После серьезного обсуждения с участием ведущих экспертов мы начинали кампании: наши люди в регионах шли к депутатам, которые якобы представляют их интересы в Палате представителей, шли с проектом закона, с собранными подписями – и предлагали им внести в повестку дня Палаты этот законопроект и голосовать за него.
Как видите, мы готовы работать со всеми – не только с Канопацкой, не только с Анисим – со всеми, потому что – еще раз подчеркиваю – это валун на дороге развития страны.
Хорошо, когда мы добиваемся, что заасфальтируют дорогу или поправят забор, это надо делать, но это не перемены, это декоративный, косметический ремонт. А нам жизненно необходимы реальные изменения.
В настоящее время проект закона находится у Анны Канопацкой, и все сторонники перемен ждут, что он будет вынесен на рассмотрение сессии.
Проект закона прошел международную экспертизу. Есть заключение авторитетных международных экспертов, что он соответствует стандартам ОБСЕ, что принятие этого закона действительно дает шанс на проведение свободных честных выборов.
– А что мировое демократическое сообщество?
– Мы инициировали создание большой коалиции не только внутри Беларуси, но и в более широком формате – с международным сообществом. Да, мы считаем, что вопрос отмены смертной казни очень важен, но это не вопрос № 1. И я, и мои коллеги на всех международных встречах говорим: «Вопрос номер один для Беларуси – изменить законодательство и правоприменительную практику, чтобы провести свободные честные выборы и вернуть таким образом право выбора людям!». После этого легко решается и вопрос отмены смертной казни.