Главный миссионер БПЦ о ситуации с Константинополем: "Воздержимся от ударов себя в грудь"

Источник материала:  
22.10.2018 10:49 — Разное
В эти дни огромное количество людей, ещё вчера равнодушных к Церкви, следит за развитием событий в Православном мире. Об этом и не только Sobor.by поговорил с председателем Синодального миссионерского отдела Белорусской Православной Церкви отцом Сергием Тимошенковым.

Главный миссионер БПЦ о ситуации с Константинополем: "Воздержимся от ударов себя в грудь"
- Отец Сергий, сегодня наша Церковь переживает непростой период, в связи с последними событиями в адрес её предстоятелей слышно много критики… Каково в таких условиях миссионерскому отделу, которому и в более спокойное время приходится иметь дело с враждебными настроениями в отношении Церкви со стороны светского мира.

- Есть вещи, о которых говорить непросто, есть, о которых – очень тяжело. Говорить о разрыве между РПЦ и Константинополем в любом контексте сейчас – это просто больно. Наиболее подходящий (если не единственный) набор смыслов и слов для описания случившегося раскола – это "трагедия", "молитва", "боль", "сочувствие", "переживание" и другие подобные понятия.

Вы правы, спрашивая, каково сейчас миссионерам. Ведь именно миссионеры постоянно находятся на пересечении всех возможных ветров претензий к Церкви. Всякое внутрицерковное событие – от простой оговорки епископа до тяжелейшего кризиса разделения становится поводом для града обвинений и вопросов, брошенных через лицо миссионера в сторону Православной Церкви.

Миссионер обречён на долгое незаживание ран, о которых другой член Церкви довольно быстро забывает. Ведь ему, чтобы найти адекватный ответ на выплюнутое обвинение, приходится вновь и вновь проживать событие, послужившее поводом для критики. Это трудно и иногда очень болезненно.

И если бы можно было проповедовать только Евангелие! В современном мире прозрачной информации от миссионера требуется говорить с абсолютно невоцерковлёнными людьми о вещах, уходящих корнями в самое нутро церковной жизни. Как, например, объяснить современному агностику, что то же литургическое поминовение имен Патриарха и Экзарха – это не просто вопрос красоты и формальности, и не ради их честолюбия совершается, но это вопрос порядка в земной части Церкви. Ведь Церковь - это Тело Христово. Но у нас, насквозь земных людей, нет иного способа видеть это единство, кроме как ориентируясь на специальные маркеры, среди которых один из наиболее важных - это единство с непрерывной цепочкой преемственных (от апостолов) рукоположений.

Что касается теперешней ситуации, то мешает то, что, помимо главной боли – самого факта евхаристического разрыва, вокруг создаётся много фонового шума личных взглядов и амбиций доморощенных "специалистов" и "экспертов". Во время кризиса всегда находится много желающих поспекулировать и попаразитировать на нём. Придумываются новые формулировки обвинения той или иной стороны, звучат аргументы сомнительного характера.

Я с большим недоумением смотрю на людей оторые с долей какого-то жестокого самолюбования произносят слова "еретики", "раскольники" и другие такие же слова-клейма. Так и кажется, что каждый из них вот-вот ударит себя кулаком в грудь со словами: "Благодарю Тебя Господи, что я не такой!".

- Некоторые православные сейчас находятся в угнетённом состоянии, но если развить мысль, что всё происходит по попущению Божию, а значит во благо человека, то может быть и возникшая ситуация нам полезна с духовной точки зрения - она хорошенько встряхнула самих верующих, разбудила тех, кто спал, если можно так сказать, люди, хочется верить, активизировались в молитве за единство в Православной Церкви во всём мире…

- Признаюсь, я не уверен, что можно говорить о том, что когда происходит масштабная беда, то происходит она во благо человека. Несомненно, история – это сверх-эпичная сага об отношениях Бога и человека. Совершенно верно, что всё происходящее Господь в конце концов выруливает в сторону наименьших потерь для человека. Но в тяжёлых ситуациях, затрагивающих большое количество людей, на первый план выходит личный выбор каждого человека – выбор, в первую очередь, того, как относится к происходящему, каким своим внутренним движениям дать зелёный свет, а какие – придержать.

Зелёный - сочувствию, молитвенному сопереживанию, желанию, жажде примирения. Красный - подчёркнуто бравому ощущению своей правоты, фарисейскому чувству, что "я не такой". Нужно воздержаться от резких слов, которые потом будет очень тяжело забыть.

Про то, что ситуация встряхнула верующих – может, оно и так. Хотя цена этого "встряхивания" - непомерно большая.

- Есть верующие, не согласные с решением Синода о разрыве отношений с Константинополем. Переживая случившееся, они разжигают страсти и внутри себя, и в своём окружении… Как можно этих людей утешить, как бы Вы их поддержали?

- Скажу так. Я далёк от идеализирования любого человека, нет людей однозначно во всём положительных или однозначно во всем отрицательных. Да, можно быть несогласным с тем или иным действием церковного иерарха или даже с какими-то общецерковными явлениями, но это несогласие не должно нас приводить в некое противостояние своей Церкви. Ведь не отрекаемся мы от наших близких, если они совершают что-то неправильное?

Полный текст интервью читайте на Sobor.by

←Вокруг Гродно построят новую кольцевую дорогу

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика