Станислав Богданкевич: «Связи по наследству не передаются…»

Источник материала:  
16.10.2018 16:28 — Разное
Стоит ли ждать ярких инициатив от Сергея Румаса? При каких условиях Александр Лукашенко согласится на российский рубль? Какой из Андрея Кобякова получится банкир? Почему бывший глава Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько не передал своему сменщику ключ от сейфа с деньгами? Сможет ли Николай Козлов решить финансовые проблемы ОГП?

Станислав Богданкевич: «Связи по наследству не передаются…»
Об экономике и политике «Белорусский партизан» поговорил с доктором экономических наук, экс-главой Нацбанка Станиславом Богданкевичем.

-- Станислав Антонович, как думаете, при каком развитии событий Александр Лукашенко согласится перейти на российский рубль? Спрашиваю, потому что поле возвращения Лукашенко из Сочи некоторые внезапно стали обсуждать тему возможной замены белорусского рубля российским…

-- Я не считаю, что мы в ближайшее время придем к единой валюте. Мне кажется, Лукашенко не пойдет на это. Сохранение национальной валюты – это сохранение авторитета и независимости от братской России.
Да и сейчас я не вижу большой необходимости в российском рубле. Все разговоры в России о переходе в расчетах на национальную валюту требуют, чтобы эта валюта не падала на протяжении хотя бы 5-10 лет. Для этого нужна серьезная, стабильная валюта, которой могли бы доверять другие страны, не боясь, что она обесценится и сегодня на нее можно купить тонну металла, а завтра – полтонны.

-- Накануне президентских выборов Кремль может выставить Лукашенко ультиматум перехода на российский рубль?

-- Не думаю. Ситуация у нас тяжелая, но стабильная, я не вижу особых проблем. Разумеется, Россия все время рефинансирует наши долги, мы старые долги погашаем новыми российскими кредитами. Но такая ситуация, как мне кажется, устраивает и Беларусь, и Россию.

-- «Прикрыли лавочку». Под таким заголовком на днях российское агентство РИА-новости опубликовало новость о прекращении поставок нефтепродуктов в Беларусь. Как думаете, сильно ударит это решение по нашей экономике?

-- Выживем! Свои заводы у нас есть, свой керосин и бензин, мазут. Какие-то соглашения по поводу потерь бюджета – они тоже достижимы, к тому же Россия, как бы там ни было, все время идет нам на встречу. Так что не вижу здесь больших проблем.
Плохо, конечно, что у нас экономика не развивается. Темпы развития белорусской экономики ниже роста мировой экономики.
Плохо, что власть вынуждена бывшего премьер-министра Кобякова устраивать в банк, потому что нет у нас наблюдательных советов крупных промышленных компаний. Были бы у нас такие компании -- негосударственные, конкурентоспособные, -- наверняка вошел бы Кобяков в наблюдательный совет одной из них.
Ну какой из Кобякова банкир? Какое отношение экс-премьер имеет к банковской сфере?

-- Но надо же трудоустраивать бывших высокопоставленных чиновников…

-- Поэтому я и говорю -- были бы у нас самостоятельные, конкурирующие между собой промышленные компании, самостоятельные директора заводов -- почему бы и не взять влиятельного человека в состав совета директоров? Он бы эффективно мог решать многие вопросы. А в банке будет сидеть тихо…
Конечно, можно было Кобякова назначить директором какого-то отстающего предприятия – пусть бы поднимал!

-- Отстающие колхозы и предприятия у нас теперь модно отдавать в руки коррупционеров.

-- Так его ведь тоже сняли с работы за то, что не справился с поставленными задачи! Может, в Оршу нужно было отправить поднимать предприятия? А то определили на теплое место в банк… 

-- Как думаете, может накануне президентских выборов Лукашенко решится инициировать революционные перемены в экономике?

-- Я ожидаю этого уже 20 лет. И разуверился… 
У меня большие сомнения, что Лукашенко решится на серьезные структурные перемены. Декларировать какие-то вещи он может, а вот реальные шаги предпринять – вряд ли…
Все ждут от Сергея Румаса конкретных инициатив, но он пока молчит…
Не думаю, что кардинально что-то в экономике изменится. Если Лукашенко снова будет баллотироваться, он в очередной раз станет президентом. Россию он в целом устраивает. Иногда он делает какие-то заявления в адрес России, но на самом деле чем он плох для Путина? Все вопросы в конечном итоге решаются…

-- Станислав Антонович, а как вы оцениваете то, что происходит сегодня в ОГП? Перемены партийного руководства, по-вашему, к лучшему?

-- Моя позиция была известна с самого начала: я критиковал Анатолия Лебедько публично и говорил, что ему не нужно было уходить. В условиях того диктаторского режима, который существует в стране, Лебедько был на своем месте.
-- Вы были одним из немногих, кто открыто задавал вопросы и Василию Полякову. Помню, вы сразу спросили: а как он из Гомеля будет партией руководить?

-- Да мы ему много вопросов задавали еще перед избранием на пост председателя. «Как-нибудь будет», -- был ответ. 
Поляков планировал продавать квартиру в Гомеле и переезжать в Минск. Но не только ведь в переезде дело. Ему многие говорили: главный вопрос, который необходимо решить – это финансирование. 
ОГП одна из немногих партий, которая имеет офисы в регионах – более 10. И все они требуют средств на содержание: аренда, оплата телефонов, пресс-секретари. Это какие-то минимальные суммы, но в итоге набегает немало!
У нас некоторые регионы – например, тот же Гомельский, -- научились самофинансироваться, и не зависят от центрального офиса. Им предприниматели помогают, и они сами зарабатывают и оплачивают расходы. Но не везде так! В других областях хуже – их обеспечивал Лебедько. Помню, мы собирались и много вопросов задавали Полякову…

-- И как он собирался решать финансовые проблемы партии?

-- Вероятно, думал, что кто-то ему передаст сейф с деньгами или источники, откуда эти деньги поступают в партийный сейф.
Но я хорошо помню те времена, когда сам был председателем ОГП. Мне ведь тоже приходилось решать аналогичные вопросы. И одно дело, когда приезжает в Брест Богданкевич, известная персона, беседует с предпринимателями, и они соглашаются помогать партии…

-- Ну да, Полякову известности и популярности явно не хватает. А что скажете про Николая Козлова?

-- Я считаю, что нужно было Лебедько оставлять. Связи не передаются по наследству.
Сейчас уже принимаются решения резко сократить некоторую партийную деятельность. Например, в центральном офисе уже нет пресс-секретаря, того, кто обеспечивал деятельность сайта. Нечем платить!

-- Анатолий Лебедько не скрывает, что в бытность председателем партии получал официальную зарплату. Может, нынешнему руководителю ОГП надо было отказаться от своей зарплаты, а пресс-секретаря сохранить?

-- Так у Козлова нет зарплаты. Он пока живет на свою пенсию, зарплату не получает. Николай хвастается тем, что 10 процентов от своей пенсии отдает на содержание офиса.

-- Ну у него, видимо, неплохая милицейская пенсия – может себе позволить.

-- На самом деле не такая и большая, чуть выше средней. Я раньше думал, что у подполковников милиции гораздо выше пенсии, а на самом деле --низкие. Это у бывших чиновников неплохие.

-- Каким вы видите будущее ОГП?

-- Партия не прекратит свое существование, но будет менее эффективной. Дело в том, что раньше Объединенная гражданская партия звучала, потому что был такой трибун как Лебедько.

-- Мне кажется, его телефон все журналисты наизусть знают. И он круглосуточно на связи.

-- Это правда, Анатолий Лебедько самоотверженный. И таких, как он, больше нет.
Меня Лебедько просит писать книгу воспоминаний о последнем настоящем парламенте -- Верховном совете. Там в том парламенте какие личности были! Например, тот же Валерий Щукин. Он был нашим идеологическим противником, но Щукин – это личность! Были Мечислав Гриб, Станислав Шушкевич, Вячеслав Кебич, Виктор Гончар, Андрей Климов. Столько ярких людей было!

-- Звезды самые настоящие!

-- Да, звезды. Ораторы, профессионалы, специалисты. И в политической партии тоже должны быть свои звезды. 
ОГП всегда отличалась заметными личностями. За мной в партию пошли бывший премьер-министр Михаил Чигирь, министр обороны Павел Козловский, бывший депутат Александр Добровольский и многие другие. 


-- Может, и за Козловым в партию потянутся отставные милиционеры?

-- Козлов неплохой парень, и поступки определенные совершал. Но если бы были иные условия существования 
партии, не было гонения на оппозицию, может, в идеальных условиях он был бы неплохим руководителем. Но идеальных условий нет.
У нас с Василием Шлындиковым общее мнение по поводу партии: ее нужно сохранить. И она должна остаться на слуху. Конечно, не будет такого звучания, как при Лебедько. Ясно, что работать партия уже будет не в таком ритме, как раньше. Мы последние годы работали так, как будто завтра получим власть и выиграем на парламентских и президентских выборах. А условий для получения власти сегодня нет. Но Лукашенко ведь не вечен…



←Новая акция МЧС

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика