"Это первый шаг к началу реформации": Разрыв отношений РПЦ с Константинопольским патриархатом оценил Андрей Кураев
16.10.2018 08:18
—
Разное
Священный синод Русской православной церкви, собравшийся в Минске, постановил разорвать отношения с Константинопольским патриархатом. Таким образом иерархи РПЦ сдержали обещание ответить на решение Вселенского патриарха начать процедуру предоставления автокефалии украинской церкви.
Оценить этот ответ mk.ru попросил богослова и публициста протодиакона РПЦ Андрея Кураева.
В заявлении священного синода говорится, что, пока Константинопольский патриархат не откажется от принятого решения, священники РПЦ не могут служить совместно с клириками Константинопольской Церкви, а прихожане — участвовать в «таинствах, совершаемых в ее храмах».
Синод характеризует сложившуюся ситуацию как «угрозу разрушения единства мирового православия» и просит патриарха Кирилла донести решение до предстоятелей поместных православных церквей.
«Могу поздравить Россию с тем, что мы, кажется, сделали первый шаг к началу русской реформации - радикальной перестройки православной матрицы», - комментирует Андрей Кураев. Для того, чтобы оправдать свое поведение, церкви придется «виртуозно перетолковать пресловутые древние каноны». Один из древнейших, напоминает богослов, гласит: если кто-нибудь, хотя бы дома, помолится с отлученным от церковного общения, также должен быть отлучен.
«Патриарх Кирилл, - продолжает Кураев, - хоть и имеет определенный швейцарский бэкграунд, все-таки не швейцарский банкир. Есть поговорка: «Если увидишь швейцарского банкира, который выбрасывается из окна небоскреба, не думая, делай то же самое». Так вот: за Кириллом никто в окошко выбрасываться не будет».
Ни одна из поместных православных церквей, уверен богослов, не прервет евхаристическое общение с Константинополем. Какие-то из них могут выражать сочувствие предстоятелю РПЦ и осуждать действия Вселенского патриарха, но на разрыв отношений с Константинополем не пойдут.
«Значит, по логике канона, они тоже должны быть для нас как отлученные, - рассуждает Кураев. - А раз так, мы останемся в гордом одиночестве. Закатаем сами себя в консервную банку. Естественно, этого Москве не хочется».
Чтобы избежать полной изоляции, «апологетам нашей патриархии» придется «извернуться» и дать новую трактовку канонов - о границах церковного единства, дисциплины и тому подобном. А поскольку «извернуться» будет чрезвычайно трудно, РПЦ ждет масштабная богословская дискуссия. «А это есть начало реформации», - заключает Кураев.
Символично, кстати, что судьбоносный решение РПЦ озвучено в Минске: Белорусская православная церковь остается последним надежным славянским «филиалом» Московского патриархата. Однако гарантии того, что украинский сценарий не повторится в Беларуси не может, пожалуй, сегодня дать никто. А Кураев и вовсе считает такое развитие событий «неизбежным». Правда, не берется прогнозировать, когда именно это произойдет, - «через 10 лет, через 20 или через 30». По словам Кураева, основу для будущей белорусской автокефалии заложили недавние решения синода Константинопольского патриархата.
Напомним, что числе прочего тот постановил «отозвать правовые обязательства по Соборному посланию 1686 года», согласно которому Киевская митрополия, пребывавшая до того в составе Константинопольского патриархата, передавалась под начало московского патриарха. Между тем, по состоянию на 1686 год к Киевской митрополии относилась и территория нынешней Беларуси. То есть, по версии Константинополя, эти земли также считаются возвращенными в лоно константинопольской Матери-церкви.
Для справки: сегодня Белорусская православная церковь пользуется статусом экзархата в составе РПЦ, что предполагает намного большую степень зависимость от Москвы, нежели у Украинской православной церкви Московского патриархата, являющейся самоуправляемой структурой.
Некоторые представители белорусской оппозиции уже высказываются в том духе, что решения Константинополя открывают путь к белорусской церковной независимости. По версии, например, лидера движения «Европейская Беларусь», бывшего заместителя главы МИД республики Андрея Санникова, формально-юридически православные приходы в стране не находятся под властью Москвы с момента обнародования решения константинопольского синода. «Фактически даже место проведения синода РПЦ является нелегальным, - заявил оппозиционный политик в интервью «Польскому радио». - Это означает, что его решения будут неправомерны в свете светского и церковного права».
Понятно, что такие идеи пока, мягко говоря, далеки от овладения широкими массами. Религиозная ситуация в Беларуси радикально отличается от украинской. Альтернативная версии белорусского православия - Белорусская автокефальная православная церковь - располагает пока всего одним приходом на территории страны. Подавляющее большинство белорусских православных являются сегодня примерными прихожанами Московского патриархата.
Санников, впрочем, также не склонен торопить события: «Пока у власти находится Лукашенко, к сожалению, разговоры об автокефалии для православных Беларуси не имеют смысла. Ведь он защищает интересы Кремля». Логика в таком прогнозе, безусловно, присутствует. Его подтверждают и высказывания белорусского президента, прозвучавшие на встрече с членами Священного синода. «Вы должны знать нашу непоколебимую государственную позицию: раскол — это всегда плохо, - заявил, в частности, Лукашенко иерархам РПЦ. - Раскол - это не про нас, это не для нас».
Но нельзя не видеть и то, что интересы белорусского «батьки» далеко не всегда совпадают с кремлевскими. И чем дальше - тем чаще. Не факт, конечно, что Лукашенко по примеру Петра Порошенко обратится за автокефальными томосом к Константинополю. Но вряд ли Александр Григорьевич откажется от соблазна использовать церковную карту в своем перманентом политико-экономическом торге с Москвой.