Разработку торфа все таки будут проводить в Междуречье
Жители Лидского района уверены, что уникальное междуречье в пойме Дитвы нельзя отдавать под добычу торфа. Противостояние «зеленых» и торфодобытчиков возникло в тот момент, когда здесь начались предварительные работы. Скоро сюда придет техника, и тишина, прерываемая только пением птиц, будет нарушена. Кто поставит точку в споре и что делается, чтобы подобные вопросы не возникали впредь? Разбиралась в вопросе СБ.
На Лидчине приток Немана раздваивается, образуя рукав с несколькими островками. В народе этот участок называют Междуречьем. Именно на этом месте Лидский торфобрикетный завод и планирует добывать торф. В прошлом году несколько сотен местных жителей высказались против торфодобычи. Дело в том, что в пойме Дитвы найдены краснокнижные виды и уникальные биотопы, среди которых есть вид, находящийся под глобальной угрозой, — вертлявая камышевка. Отмечалось, что торфяные запасы выработают быстро — буквально за несколько лет, а уникальные места будут уничтожены навсегда. Исчезнут редкие виды зверей, птиц и растений, переведется рыба… Кроме того, местные жители выступили с предложением совершенно противоположного характера — сделать на этой территории заказник.
Похожая ситуация возникла несколько лет назад в Гродненском районе. Тогда общественность отвоевала у торфопереработчиков болото Святое. Удалось отстоять 250 гектаров, которые планировалось отдать под добычу торфа. В результате изменили площадь республиканского ландшафтного заказника «Озеры». Можно ли повторить эту процедуру? Вопрос адресую заместителю председателя Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Александру Адаменко.
— Увы, мы не можем создать заказник не только по воле граждан, но даже по желанию природоохранных организаций, — отвечает Александр Юрьевич. — Это может быть каким-то первым шагом, за которым следует ряд научных исследований и прочих административных процедур. Но в данном случае мы имеем на руках постановление Совмина, которым утверждена схема распределения торфяников. Что бы там ни говорили, торф по-прежнему является стратегическим видом топлива, он важен и для энергобаланса страны и для экспорта. Мы от этого никуда не уйдем. Это целая отрасль, где трудятся тысячи человек. Перспективное месторождение «Поречанское» входит в эту схему. Да, там обнаружена одна краснокнижная птичка. Живет она там или просто прилетела — это уже не так важно. Поверьте, она будет в безопасности.
Специалисты природоохранной службы подчеркивают: говорить о появлении нового заказника нет смысла. Историю напрасно сравнивать с той, которая была в Озерах. Здесь ситуация совершенно другая. Кроме того, на Гродненщине самая большая площадь особо охраняемых природных территорий среди других областей страны — более 10 процентов. Поэтому создавать сегодня заказники на площадях, утвержденных под торфоразработку, как минимум, нелогично. Как говорится, разобраться бы с тем, что уже имеем.
Начальник Лидской горрайинспекции Алексей Гайко душой болеет за сохранение первозданной красоты родных мест, но, как человек государственный, понимает и торфодобытчиков, для которых это месторождение — залог уверенности в завтрашнем дне:
— Местные стали поднимать шум, когда начались предварительные работы. Постановлением Совета Министров № 1111 утверждены стратегия сохранения торфяников и схема их распределения до 2030 года. Утвержден документ в 2015-м. Он подготовлен на основании материалов, предоставленных Национальной академией наук. На стадии проекта согласован с заинтересованными госорганами, а также представлен на рассмотрение общественности. Тогда все молчали, никто не предлагал исключить из разрабатываемого фонда торфяное месторождение «Поречанское» площадью 693 гектара.
ОАО «Торфобрикетный завод Лидский» планирует приступить к разработке Поречанского месторождения торфа в 2021—2022 годах. Его директор Иван Залеский открывает другую сторону вопроса:
— Если этого месторождения у нас не будет, то в ближайшие 5—6 лет придется говорить о закрытии предприятия. А это 250 работников, число которых можно смело умножать на три. Я имею в виду семьи, которые также окажутся в числе пострадавших. В целом, мы строго следуем разработанной и утвержденной программе. К нам не должно и не может быть претензий в плане экологии. Посмотрите на повторно затопленные территории. Какая там сейчас красота! На данный момент изменена природоохранная зона на 140 гектарах месторождения. В северной части будем строить питомник для создания комфортных условий среды обитания и размножения вертлявой камышевки с возможностью последующего ее расселения по всей стране.
Кстати, в середине сентября завершилось общественное обсуждение проекта Закона «Об охране и использовании болот (торфяников)». Это будет первый в мире подобный закон. Документ упорядочит отношения между пользователями болот. До настоящего времени все белорусские болота, по сути, были бесхозными территориями. В проекте четко прописано, как использовать осушенные торфяники в сельском хозяйстве, что охранять, а что нет.
— Предложений во время общественного обсуждения к нам поступило не так много — около пяти. Но некоторые из них действительно заслуживают внимания, — рассказал о результатах заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Кузьмич. — В ближайшее время планируем провести заседание рабочей группы, в которую входят также и представители общественных организаций «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и «Багна».