Собирается ли Россия присоединять Беларусь?

Источник материала:  
12.10.2018 09:32 — Разное
«Вбросы о том, что страна может лишиться независимости, выгодны Кремлю». Участившиеся белорусско-российские саммиты провластные СМИ преподносят как «позитивную динамику двусторонних отношений». Однако звучат и противоположные мнения, фиксирующие затянувшиеся торговые и экономические споры России и Беларуси.



Собирается ли Россия присоединять Беларусь?
В Могилеве 11 октября стартовал Форум регионов Беларуси и России, в рамках которого состоится встреча президентов двух государств. Переговоры пройдут 12 октября и станут уже четвертой личной встречей Владимира Путина и Александра Лукашенко с конца августа. 

Утверждается, что в этих условиях Москва пересматривает свою политику в отношении Минска, намереваясь посадить белорусскую экономику «на диету», чтобы сделать Лукашенко более сговорчивым. А там, возможно, встанет вопрос о вхождении Беларуси в состав России. Эксперты, впрочем, называют разговоры об интеграции «информационным вбросом», выгодным исключительно Кремлю.

«Мы на фронте»
Проблемы в белорусско-российских отношениях копятся давно. 2018 год стал продолжением тренда.  Сначала случилась «молочная война» из-за ограничений поставок в Россию белорусских молочных изделий, потом возникли трения по транзитным и визовым вопросам. Череда конфликтных эпизодов привела к тому, что 22 июня Лукашенко сорвался.

Выступая перед аграриями в Могилевской области, он заявил: «Мы на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся, значит, надо будет или в состав какого-то государства идти, или о нас будут просто вытирать ноги. А, не дай бог, еще развяжут войну, как на Украине». 

В публичном пространстве президент Лукашенко демонстрирует воинственность
Интернет-портал президента Республики Беларусь

О том, откуда исходит угроза и в состав какого государства может войти Беларусь при наихудшем сценарии, он не уточнил. Но то, что Лукашенко допустил вероятность потери независимости, заставило многих задуматься. Примечательно, что это заявление президент сделал после встречи в Минске с Владимиром Путиным. 19 июня лидеры двух стран участвовали в заседании Высшего Госсовета Союзного государства, где, как выразился Лукашенко, обсуждались «спорные вопросы».

Вскоре Путин пригласил белорусского президента в Сочи. Лукашенко долго тянул с визитом. В это время произошла волна репрессий в отношении независимых белорусских СМИ. А 10 августа Россия резко ограничила субсидирование экономики Белоруссии. Reuters сообщало, что Москва заморозила кредитование на $1,2 млрд и хочет пересмотреть условия поставок и перетаможки нефти.

«Россияне ведут себя варварски»
В следующий раз Лукашенко и Путин встретились 22 августа. Как писали СМИ, после этого белорусский президент долго не появлялся на публике. Белорусский политолог Антон Платов в разговоре с «Росбалтом» сообщил, что Лукашенко хотел в очередной раз поторговаться, но Москва показала, что понижает уровень отношений с Минском до других стран ЕАЭС. В частности, газ и нефть Белоруссии обещали поставлять на общих, а не эксклюзивных условиях. 

Вероятно, поведение Лукашенко объяснялось также тем, что Минску пришлось согласиться на назначение нового российского посла, входящего в путинскую кадровую обойму — Михаила Бабича. Белорусская сторона вслед за Украиной не хотела ему давать посольский агреман.

Но 24 августа Путин подписал указ о назначении Михаила Бабича новым послом в Беларуси и одновременно — спецпредставителем президента РФ в этой стране по торгово-экономическому сотрудничеству. До этого Бабич был полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе. Его отец служил в немецкой резидентуре КГБ, был начальником Владимира Путина. Бабича-младшего эксперты называют жестким управленцем. Став послом, он сохранил пост в Совбезе РФ — ближнем круге президента.

Далее последовали уточняющие сообщения, что Россия во избежание «серого» реэкспорта будет поставлять в Белоруссию углеводороды только для ее внутреннего потребления. Кроме того, Москва потребует компенсацию за транзит газа, что скажется на белорусском бюджете (речь идет о $2,5 млрд, или 4–5% ВВП). 

Вскоре Лукашенко поменял руководство Совета министров и весь экономический блок, заявив, что у страны начался тяжелый период. «Россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю. Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят. Вот они и создают неконкурентную ситуацию», — посетовал он. 

Осенние переговоры
Вопросы тарифов и поставок российских нефтепродуктов и газа в Республику Беларусь Путин и Лукашенко вновь обсуждали в Сочи 21 сентября. Позже президент Беларуси заявил, что переговоры были тяжелыми. По информации официального Минска, главы двух государств договорились о рефинансировании белорусского долга перед Москвой на сумму $1 млрд. Кроме того, Лукашенко заявил, что Беларуси предоставят шестой транш кредита по линии Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере $200 млн. По другим вопросам, как отмечал Лукашенко, «все ключевые противоречия развязаны», однако никакой конкретики ни он, ни российская сторона не представили.

Обсуждение итогов переговоров в Сочи было запланировано на 28 сентября — в рамках саммита СНГ в Душанбе. Но журналистам не удалось увидеть личной встречи президентов. Лишь позже белорусский лидер рассказал, что в «конфиденциальном порядке» обсудил с Путиным вопросы безопасности.

Переговоры президентов двух стран традиционно проходят непросто
Интернет-портал президента Республики Беларусь

И вот теперь встреча Путина и Лукашенко запланирована в Могилеве 12 октября. Ожидается, что президенты продолжат обсуждать проблемные темы, начатые еще летом. Помимо транзита нефти и газа и цен на них, это также вопросы поставок белорусских продуктов на российский рынок, субсидий, рефинансирования российского кредита и т. д. Еще одна из возможных тем диалога — планы Варшавы разместить на своей территории американскую военную базу, для которой польский президент Анджей Дуда даже подобрал название «Форт Трамп». В ответ Россия хочет разместить свою военную базу в Беларуси. 

Кроме того, в Беларусь летит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, предстоятель РПЦ отслужит чин великого освящения храма-памятника в честь Всех Святых. А на 15 октября намечено заседание Священного Синода Русской православной церкви (РПЦ) «впервые на белорусской земле».

Беларусь — огромное бремя»
В преддверии очередной встречи Путина и Лукашенко, а также визита патриарха Кирилла в СМИ прошла волна рассуждений о том, что посредством экономического и иного давления Москва старается сделать Минск более сговорчивым и готовым следовать в фарватере России. Высказывается даже предположение, что Москва хочет сменить Лукашенко на более лояльного Кремлю менеджера и даже начать процесс интеграции Беларуси в Россию. Сторонники этой теории отмечают, что момент сейчас самый подходящий — до президентских выборов в Беларуси остается около года, и есть время рассчитать все ходы. Кроме того, эффектный внешнеполитический ход мог бы отвлечь россиян от внутренних проблем, с помощью «присоединения» (в том или ином виде) Беларуси  Кремль мог бы попробовать вернуть общество в состояние «крымского консенсуса».

Однако заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев считает, что ни о какой интеграции речь не может идти.

«Это просто невозможно. Это было бы повторением политического фокуса в Прибалтике и отчасти в Украине. Но кому сегодня захочется брать себе целую страну, в которую придется вкладывать десятки миллиардов? Да еще на каких-то, вероятно, не совсем выгодных условиях, например в случае претензий белорусов на наши нефтяные промыслы. Это огромное бремя. Мы и так в Беларусь  за последние 20 лет инвестировали порядка 160 млрд долларов. Колоссальные деньги», — отметил эксперт.

По его словам, речь о вхождении Беларуси  в Россию можно было бы вести, если бы был план о намерении. Но о подобных документах ничего не известно. «Я считаю, что это (разговоры об интеграции. — Прим. ред.) — элемент информационной войны. Скорее всего, Беларусь  и дальше будет торговаться с Россией. Тут вопрос только в том, почему эта страна думает, что Россия должна просто из-за какой-то „уникальности Беларуси “ безропотно субсидировать и дотировать эту республику? Дотации доходят до 10 млрд долларов в год, — добавил Суздальцев. — Взамен, по идее, мы должны, добиваться каких-то союзнических решений. Например, на мировой арене это могло бы быть признание Абхазии, Южной Осетии и Крыма. Но этого нет. Лукашенко остается человеком, которые торгуется. И пока он не готов отказаться от руководства страной». 

«Информационные вбросы Кремля»
О безосновательности идеи вхождения Беларуси  в состав России говорит и руководитель российских исследований, сооснователь Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь) Юрий Царик. Он напомнил, что 10 октября состоялась встреча Лукашенко с Михаилом Бабичем. Президент заявил, что ожидает расцвета отношений России и Беларуси при Бабиче и что вопрос о суверенитете не обсуждается.

«Мы суверенная и независимая страна. В XXI веке говорить (как они пишут там) об инкорпорации, включении Беларуси в состав России, просто смешно. И я ни разу от нынешнего президента России этого не слышал, и от прошлого, первого президента России [Бориса Ельцина]», — сказал Лукашенко.

Юрий Царик отметил, что были многочисленные вбросы в Telegram-каналах о якобы выдвинутом Путиным ультиматуме Лукашенко, но они, считает эксперт, не имеют никакого отношения к реальности. 

«Ликвидация Беларуси как независимого государства явно не входит в планы белорусского руководства. Более того, власти Белоруссии сейчас заняты другой проблемой — транзита власти. Это произойдет либо на предстоящих выборах в 2019 году, либо после них. Руководство страны хочет создать условия, которые могли бы способствовать спокойной, бесконфликтной передаче власти», — сообщил Царик.


Что касается уступок в пользу России, то никаких реальных действий не предпринимается. «Тот же вопрос по военной базе РФ остается нерешенным, потому что ее размещение на территории Беларуси  полностью ликвидирует стратегическую автономию страны, лишит власти признаков самостоятельности, — отметил Царик. — Никаких признаков того, что власти Беларуси хотят сдать свои позиции, нет. Вбросы о том, что страна может лишиться независимости, выгодны только Кремлю. Так подрывается доверие к Беларуси  как самостоятельному партнеру внутри страны и на международной арене. Это отвечает интересам российской стороны, которая хочет получить стратегический контроль над территорией Беларуси в одностороннем порядке».

Признаки «плохого сценария»
Впрочем, последние события заставляют некоторых наблюдателей считать, что все идет к «плохому сценарию», о котором говорил Лукашенко. Один из лидеров Белорусского национального конгресса Евгений Афнагель отмечает, что стало слишком много сигналов, которые говорят о том, что Путин решил серьезно заняться Белоруссией. «Почти каждый день в российских СМИ появляются статьи о том, что с независимостью нашей страны пора заканчивать, об ущемлении здесь прав русскоязычного населения, — пишет в своем блоге Афнагель. 

— Впервые Кремль отправляет в Минск в качестве посла бывшего силовика Михаила Бабича, к тому же известного своей жесткой позицией. Глава РПЦ публично говорит о „едином русском народе“, в состав которого включает и белорусов. Все это происходит на фоне экономического давления. Беларусь не получила очередных траншей от Евразийского фонда стабилизации и развития в размере $400 млн. А еще постоянно идут мясо-молочные войны, а впереди — налоговый маневр, который еще больше подкосит и без того шаткое положение Лукашенко».



←Запрашаем на канцэрт!

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика