Что сказал Бабич? РФ готова оптимизировать поставки нефтепродуктов под нужды промсектора РБ
05.10.2018 14:28
—
Разное
Михаил Бабич: «Тот объём нефтепродуктов, который необходим для развития предприятий промышленности Беларуси, будет поставляться в рамках индикативных балансов». Фото: sputnik.by
Заявление по поводу поставок нефтепродуктов в РБ Михаил Бабич сделал во время рабочей поездки в Могилев, где среди прочего посетил ИООО «Омск Карбон Могилев» и ОАО «Могилевхимволокно». Это важный нюанс: оба предприятия в процессе производства соответственно техуглерода и химволокна используют в качестве сырья продукты переработки нефти. Естественно, медийные бури вокруг поставок российских нефтепродуктов в РБ не могли не коснуться менеджмента и персонала предприятий.
ОПРЕДЕЛИТЬСЯ ПО ЦИФРАМ
Вот само заявление посла в изложении БелТА: «Есть набор нефтепродуктов, которые необходимы для развития различных отраслей промышленности Беларуси. И в этой части проходит завершающая часть переговоров - мы просто определяемся по конечным цифрам потребления. Безусловно, необходимый объем нефтепродуктов, который нужен для развития предприятий промышленности, будет поставляться без ограничений. Особенно это касается тех предприятий, которые активно развиваются. В частности, достигнуты договоренности об увеличении поставок нефтепродуктов для предприятий нефтехимии на 10-15%».
Заметьте: во-первых, стороны еще не определились по объемам, во-вторых, речь идет об увеличении поставок для предприятий нефтехимии. Между тем в основе сегодняшней ситуации - предположение министра энергетики РФ Александра Новака о том, что поставляемые нефтепродукты могут банально реэкспортироваться, при этом бюджет РБ получает экспортные пошлины, бюджет РФ их недополучает. По большому счету, спор велся не о нефтепродуктах, а об использовании их для дальнейшей переработки либо, напротив, для продажи за рубеж.
К этому стоит добавить вопрос о пошлинах: как Беларусь и Россия делят деньги, в которые трансформируется их сотрудничество в области нефтепереработки.
Справка «БелГазеты». Если объем беспошлинных поставок в РБ сырой нефти (24 млн.т в год) жестко фиксируется межправительственным соглашением, при этом с 2017г. РБ имеет право реэкспортировать 6 млн.т российской нефти с зачислением пошлин в свой бюджет («перетаможка»), то ежегодно согласовываемый баланс поставок из РФ в РБ нефтепродуктов носит индикативный характер, а пошлины от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, РБ оставляет в своем бюджете.
На фото: Неуловимые нюансы подачи заявления Михаила Бабича в Могилёве белорусскими и российскими официальными и полуофициальными СМИ явно отражают позиции двух сторон переговорного процесса
То же заявление Бабича в изложении ТАСС: «Поддержано предложение наших белорусских партнеров. Объем, который поставляется для нужд нефтехимии, будет увеличен... на 10-15% в 2019г. по отношению 2018г.». Иными словами, российская сторона проводит своего рода аудит потребления нефтепродуктов из РФ промсектором РБ, в частности нефтехимической промышленностью. Белорусская сторона обосновывает запрашиваемые объемы нуждами конкретных предприятий этой отрасли. Надо полагать, увеличение объемов на 10-15% тоже обусловлено деятельностью предприятий нефтехимии - например, линия по производству техуглерода на ИООО «Омск Карбон Могилев» должна заработать в октябре. В этом контексте заявления Бабича совершенно прозрачны: «Сколько нужно будет для потребления, развития нефтехимического производства, столько и будет поставляться по итогам совместных переговоров».
При этом сами переговоры еще не закончены. В том, что касается упомянутой Александром Лукашенко проблематики темных нефтепродуктов, Бабич, если верить ТАСС, был односложен и даже осторожен: «Идут пока переговоры, об итогах всех переговоров объявят президенты».
Каким образом минимизировать риск реэкспорта и одновременно позволить гибко варьировать объемы поставок в соответствии с нуждами предприятий нефтехимии? Стороны считают, что идеальный инструмент для этого - все тот же ежегодно утверждаемый индикативный баланс. «В соглашении предусмотрен механизм, что в случае обоснованного увеличения потребления нефтепродуктов эти балансы могут пересматриваться», - цитирует пояснения Бабича БелТА.
В версии ТАСС Бабич подчеркивает, что если сделать балансы обязательными, это сильно упорядочит нефтяные взаимоотношения братских стран: «Сейчас индикативные балансы являются рамочно установленными и не обязательными к исполнению, а будет, видимо, подписано соглашение, которое определит обязательность к исполнению индикативных балансов». Еще раз: соглашение, делающее балансы обязательными, пока не подписано, т.е. находится в стадии обсуждения и подготовки.
По словам Бабича (в версии ТАСС), нынешняя стадия переговоров как раз и связана с калькуляцией реальных потребностей белорусского промсектора вообще и нефтехимии в частности в российских нефтепродуктах: «В этой части сейчас проходит завершающая часть переговоров, мы определяемся по конечным цифрам потребления. Безусловно, тот объем нефтепродуктов, который необходим для развития предприятий промышленности Беларуси, будет поставляться в рамках индикативных балансов. Они будут каждый год определяться, причем в соглашении будет механизм, что в случае увеличения потребления обоснованного эти балансы могут пересматриваться в течение года». См. ровно те же пассажи, приведенные выше в изложении БелТА: можно сколько угодно ругать официоз, но логику действий госинституций он всегда описывает довольно точно и корректно.
ОПРЕДЕЛИТЬСЯ ПО ФАКТАМ
Теперь посмотрим, в каком виде эта новость пошла в массы - например, через заголовки на «Яндекс. Новости». Белорусские СМИ (вполне себе официозные и полуофициозные) сразу берут быка за рога - акцентируют увеличение объемов поставок на 10-15% либо подчеркивают отсутствие ограничений на поставки, при этом трактуют комментарий Бабича по ходу переговоров как свершившийся факт, уже принятое решение. Российские СМИ (тоже вполне себе официозные и полуофициозные) уклончиво и дипломатично подчеркивают готовность Москвы увеличить поставки либо возможность их увеличения, а также говорят об оптимизации, хотя оптимизировать можно как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Особняком стоит «Газета.Ру», в заголовке воспроизводящая белорусскую версию событий.
Все это отражает разницу в подходах двух стран к проблеме. Минску нужны нефтепродукты, для него желательны или отсутствие ограничений на их поставки, или рост объемов, при этом очевидно, что решенный вопрос на внутриэлекторальном поле РБ стоит дороже, чем переговоры и комментарии по их ходу. Москва заинтересована в том, чтобы нефтепродукты шли в промсектор РБ, а не на реэкспорт, при этом их объем должен оставаться под ее, Москвы, контролем, однако она сигнализирует о готовности варьировать поставки в зависимости от запросов покупателя. Короче, нормальные, трезвые и достаточно предсказуемые переговорные позиции.
К сожалению, по мере поглощения новости о заявлении Бабича медийной клоакой братских стран корректно переданное БелТА и ТАСС содержание постепенно трансформируется: исчезает контекст (калькуляция потребностей белорусской нефтехимии, возможность их изменения со временем), комментарий к ходу переговоров и демонстрация готовности идти навстречу партнерам превращается в сообщение об уже принятом решении и т.д. Обыватель читает в новостях только заголовок, в лучшем случае - заголовок и лид (первый абзац с аннотацией новости). В итоге новость, пропущенная через медиамясорубку с несколькими насадками (СМИ, новостные агрегаторы, соцсети) начинает выглядеть, мягко говоря, противоречиво и неоднозначно: в лучшем случае «Россия увеличит поставки нефтепродуктов в Беларусь на 10-15%» или «Бабич обещает белорусам нефти столько, сколько им надо».
Сделать вывод о том, что Минск и Москва сняли проблему поставок нефтепродуктов, можно будет не ранее чем: 1) стороны достигнут согласия на переговорах; 2) это согласие будет документально оформлено; 3) документ вступит в силу; 4) госорганы и субъекты хозяйствования начнут работать в соответствии с этим документом; 5) статистика (корпоративная и государственная) покажет, что новый механизм сотрудничества дееспособен и выгоден обеим сторонам.
* * *
Будем честны: значительная часть проблем в белорусско-российских отношениях имеет медийную подоплеку. Всех по-человечески можно понять. И белорусским, и российским чиновникам одинаково свойственно стремление поддавить через СМИ партнера по переговорам или бравым басом отрапортовать перед начальством и электоратом об очередной элегантной победе. И белорусским, и российским СМИ равно присуще желание брызнуть в глаза целевой аудитории божьей росой оптимизма или заинтриговать броским заголовком. Но суть от этого не меняется: точно интерпретировать то, что было сказано Бабичем в Могилеве, может только он сам. А переговоры по нефтепродуктам продолжаются - судя по всему, 26 сентября они все еще находились в стадии калькуляции данных для составления индикативного баланса, который только предстоит сделать обязательным.