Киновед Игорь Сукманов: "Хотим дискуссий, а не просто просмотра фильмов Бергмана"

Источник материала:  
05.10.2018 13:00 — Разное

В субботу, 6 октября, в Минске стартует "Уик-энды с Бергманом". Первый из 20 фильмов величайшего режиссера, "Кризис", будет показан в столичном кинотеатре "Пионер". "Уик-энды" завершатся в декабре. А в преддверии их начала – крупного культурного события в Беларуси – мы побеседовали с киноведом Игорем Сукмановым, и попытались понять, чем так интересен и привлекателен Ингмар Бергман, и чего стоит ждать от его фильмов.

- Почему сейчас возникла идея в широком формате показать белорусскому зрителю картины Бергмана?

- В этом году Бергману могло бы исполниться 100 лет. Это очень крупная дата. Ингмар Бергман – один из столпов мирового кинематографа. Без него и история и язык кино были бы совершенно другими. Бергман последние годы жизни не снимал для широкого экрана. Но когда он ушел из жизни, возникло глубокое ощущение, что ушла целая эпоха. Бергман был не только кинорежиссером, но и великолепным театральным режиссером.

Его знали во всем мире. Швецию узнавали по основным трендам – Бергман, "Абба" и "Вольво". Сейчас еще и "Икеа".

- Фильмы Бергмана ведь и ранее демонстрировались на широком экране?

- Да, но это в основном были хрестоматийные картины – "Земляничная поляна", "Осенняя соната", "Фанни и Александр". Чуть позже, уже в советские времена начал открываться и новый, табуированный и запретный, Бергман. Мы смогли увидеть его "Молчание", "Персону", Седьмую печать".

Мы же хотим показать многогранного Бергмана, представить на суд зрителя как его малоизвестные картины, так и популярные.

- Бергман считается экзистенциалистом, представителем "угрюмого" кинематографа…

- К нему всегда было несколько тяжеловесное и академичное отношение. Его воспринимали как режиссера и автора, лишенного чувства юмора. Мы хотим показать очень разные фильмы Бергмана – в том числе и легкие, лирические – такие как "Урок любви", например. Такие картины раскрывают эту гениальную личность совсем с другой стороны.

- Показ начнется с "Кризиса. Почему этот фильм?

- Чтобы понять гения, надо обратиться к истокам, корням, понять, с чего он начинал. В этом отношении очень ценны его ранние работы – такие, как "Кризис". К слову, и в тех фильмах, которые сегодня нам кажутся мещанскими мелодрамами, уже видна печать большого мыслителя.

- Формат уик-эндов довольно непривычен для нас…

- Мы думали о том, как уйти от классической ретроспективы. Если бы мы решились представить 20 картин Бергмана в классическом сжатом формате, впечатление от картин Бергмана наверняка нивелировалось бы – одна картина наложилась бы на другую, один фильм поглотил другой. Мы же не хотели бежать галопам по Европам, и так появились "Уик-энды".

- Вы планируете не только просмотр кинофильмов, но и их обсуждение?

- Да, обязательно. Мы планируем, что каждую картину будет предварять небольшое вступление, а после просмотра в уютном комфортном зале кинотеатра "Пионер" публика, которая интересуется серьезным кино, могла обсудить увиденное. Хотим разговоров, дискуссий, нового взгляда, впечатлений от тех, кто не очень хорошо знает творчество Бергмана, и кто его картины уже пересматривает в очередной раз.

- Насколько сегодня актуальны темы, которые поднимал и показывал Бергман? Можно сказать, что его кино – это ретро?

- Бергман никогда не был художником с приставкой "ретро". Его картины и сейчас смотрятся настолько живо и настолько глубоко, что это вызывает ощущение легкой зависти. Они дают нам то, что не может дать современный кинематограф. Картины Бергмана – это не попытка что-то реставрировать или ностальгировать по прошлому. А напротив - почувствовать, насколько великое и грандиозное искусство кино, и то, как оно может на нас воздействовать именно сейчас.

- Какие темы для него главные?

- У Бергмана много граней в творчестве, и мы хотим показать все основные из них. Это и темы, затрагивающие вопросы веры. Бог и дьявол – одна из ключевых тем в жизни Бергмана. У него поднимаются вопросы этики, эстетики, духовно развитой личности. История Ингмара Бергмана – это, по сути, автопортрет режиссера, который пытается переделать, преодолеть самого себя. И на этом пути превращается из эстетствующего режиссера, поднимающего этические вопросы, в глубокого автора, понимающего некую важную миссию в своей жизни.

Бергман – экзистенциалист.  И очень интересно будет обсуждать его картины, от ранних до поздних, прослеживать эволюцию режиссера и его воздействие на умы и души зрителей.

- В современном кинематографе есть кто-то похожий на Ингмара Бергмана?

- Многие видят черты Бергмана в творчестве Ларса фон Триера, который моден сегодня и на которого "молится" молодое поколение любителей кино. Фон Триер – это в некоторой степени попытка занять место Бергмана в современном кинематографе. Посмотрите картины Бергамана – и вы увидите там немало триеровских черт. Да, уже по-другому снимают. Да, герой нашего времени другой. Но глядя, как построена история, созданная Бергманом, понимаешь, что он опередил не только 20-й, но и 21-й век.

- Ожидаете высокий интерес публики?

- Надеемся на него. Да, сегодня только ленивый не пользуется интернетом, чтобы скачать любой фильм и посмотреть. Но Бергман таков, что его просмотр требует не уединения, но и социальной коммуникации, обсуждения. Глубина его картин такова, что ей хочется поделиться. И мы думаем, что в рамках наших "Уик-эндов" это как раз и будет происходить.

Не знаю, будем ли мы вызывать духа Ингмара Бергмана на этих сеансах, но я уверен, что он будет витать в зале, во всем будет око, сердце, душа и разум этого великого шведского режиссера.

Портал www.interfax.by является информационным партнером "Уик-эндов с Бергманом"

Ирина Киеня

←Глубокские предприятия выплачивали зарплаты ниже минимальной. Работникам задолжали 82 тысячи рублей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика