Ощущение солнца и света, которое орошают поэтические нотки, но самое главное – вот он, Учитель, который сердце отдаёт детям.
… Дом наполняется звуками чтения. Голос мамы то с волнением, то с трепетом выводит строки «Овода». Валентина впитывает каждый звук, а воображение рисует картины происходящего. Такие семейные чтения были традицией. Мама читала для детей и бабушки. Длинные зимние вечера были наполнены любовью к литературе. Все вместе переживали происходящее, обсуждали произведение.
…Валентина стала старше. Теперь она постоянный посетитель сельской библиотеки. Приносит домой стопки книг. Но мама держит всё под контролем. Берёт книгу раньше дочери, читает её и относит в библиотеку, где выговаривает библиотекарю: не по возрасту дала книгу.
…Они вместе читают «Сердце отдаю детям» великого Учителя Сухомлинского. В душе светло и радостно, а на глазах слёзы от сюжета, от впечатлений и того, как автор описывает не только свои потери, а и свою любовь. Мама говорит: моя дочь тоже будет такой.
И вот Валентина уже твёрдо знает, что будет учителем. И выберет русский язык. Скорее всего, что русские корни пробудились в девочке. Ведь её прадед был среди тех рабочих из Калужской губернии, которые приехали возводить церковь в Белоуше. После его отъезда прабабка Валентины перестала есть. И все думали, что она смертельно больна. Оказалось, девушка решила для себя, что жить без возлюбленного не сможет. История закончилась красиво. Свой век пылкие влюблённые доживали в Белоуше. Хотя период их жизни был тесно связан с Россией.
Неизгладимый след в жизни девочки оставила её первая учительница Ева Петровна Апанович. Она до сих пор интересуется, как дела у Валентины Николаевны, которая отдала уже 34 года школе. Учитель физики Владимир Васильевич Тилитен, Ольга Стахеевна Ольгомец – это те, кто повлиял на выбор будущей профессии.
Работа в Ольманской школе, а потом и в родной, Белоушской. Сейчас Валентину Николаевну знают как опытного педагога, который готов вести за собой людей, наработал опыт и передаёт его молодым учителям. Не первый год она ведёт районную школу «Молодого специалиста», собрав вокруг себя учителей русского, белорусского языков и искусства. Своим педагогическим опытом активно делится в социальных сетях, где создала и администрирует группу для общения с коллегами и учениками «На уроки русского – с настроением». Её кабинет русского языка постоянно получает награды в районных конкурсах. В копилке Валентины Николаевны собраны награды всех рангов за педагогическую деятельность. Самая высокая из них – Грамота Министерства образования. Но как основную награду показывает номинации, которые присвоили дети большинством голосов — «Самый творческий учитель» и «Профессиональная увлечённость».
Зайдя к ним в класс, педагог приобретает крылья. Именно в школе она забывает обо всём, что происходит за её стенами. Здесь идёт её жизнь. Здесь выросли её дети. Ведь они посещали с мамой школу практически с того возраста, как научились ходить. И тоже стали учителями.
Марина работает в СШ № 2 г. Столина. Сын Евгений после окончания педвуза пошёл на работу в РФСК.
Когда Марина была маленькой, Валентина Николаевна спросила у неё: кем ты хочешь стать? На что получила в ответ: конечно, учителем. Кому же ты передашь все эти папки.
Муж Валентины Николаевны тоже педагог, притом потомственный. Его родители тоже педагоги. Долгое время работал учителем трудового обучения. Сейчас он прикован к постели.
Семья всё вместе делала для школы: красить мастерские – все вместе, клеить обои в классе – дружно вперёд, делать дополнительные материалы для занятий – все при деле.
Вокруг себя учитель собирает таких же творческих людей. Ещё будучи заместителем директора в Ольманской школе, познакомилась с Аллой Лозицкой, Светланой Конончук, Любовью Оглашевич, Натальей Сапон. Именно они стали для Валентины Николаевны огоньками-мотиваторами, которые поддерживают её начинания, вдохновляют и помогают.
Со времён комсомола вспоминает тех, кто верил в неё и вселял уверенность, – Валентину Пешко и Светлану Мозоль.
По жизни Валентина Николаевна идёт со своим кредо: Учитель остаётся учителем только пока учится. Для неё путь педагога – это постоянно самообразование. Сейчас очень много учится онлайн. Это всевозможные вебинары, обучающие курсы. Она покупает уроки передовых педагогов, чтобы взять что-то для себя.
– Обожаю людей, которые могут меня чему-то научить, – говорит учитель.
Активно внедряет передовой опыт, информационные технологии на занятиях с учениками. Но вместе с тем очень жалеет о том, что система утратила свои корни. Ведь 28 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения Сухомлинского. Но об этом даже в педагогической среди ничего не прозвучало.
Её любят и ценят ученики. Выпускники обязательно встречают с улыбкой, поздравляют в праздники. Ведь она в них вложила душу, но самое главное, что она никогда не делала, – это унижение.
– Я боюсь унизить ребёнка даже отметкой, не то, что словом или действием своим каким-то, – анализирует свою педагогическую деятельность Валентина Николаевна. – Ребёнок – личность. И я должна воспитать личность. Всё остальное – это дополнение.
Именно их оценка важна ей. «Если бы дети давали категорию, награды, то я бы боролась за них на ринге», – утверждает учитель.
Мы долго говорили с Валентиной Николаевной о разных направлениях деятельности, о педагогике в целом, о жизни учителя и о том, хочет ли она, чтобы её внуки выбрали педагогический путь. А на прощание она мне процитировала Галину Бабарика:
Гады і лёс даюць мне права
Такою быць, якая ёсць.
И вот она такая – лёгкая, окрылённая, та, которая отдаёт свою жизнь школе и детям. Свою жизнь и сердце.
Татьяна СЕГЕН