Секреты "неофициальной торговли". Как продукция МАЗ попадает в "ДНР"

Источник материала:  
03.10.2018 15:15 — Разное
Продукция Минского автомобильного завода регулярно попадает на неподконтрольные Киеву территории.

Секреты "неофициальной торговли". Как продукция МАЗ попадает в "ДНР"
1 из 3
Выставка «Потенциал ДНР-2018», фото gorlovka.su

Как работает схема поставок и какое отношение к торговле с ДНР имеет представительство Нижегородской области в Беларуси – разбирался телеканал belsat.eu.

Ранее уже сообщалось о том, как крупные белорусские государственные предприятия торгуют с компаниями, находящимися в так называемых ДНР и ЛНР. Тогда речь шла о пищевых продуктах и ​​алкоголе. 

Согласно статистике донецкого бизнес-портала DNR-live, всего на то время доля белорусских товаров на потребительском рынке сепаратистских республик составляла около 25%. Как выяснили журналисты, торговля обычно идет через российские фирмы-прокладки, так как заключить прямой контракт с донецким или луганским субъектом закон не позволяет.

Сейчас жерналисты попытались выяснить, каким образом составные части МАЗ попадают в город Торез Донецкой области, где из них собирают спецтехнику для коммунальных потребностей. Населенный пункт с 2014 года находится под контролем ДНР.

Белорусская делегация на "Потенциале ДНР"

23-24 августа 2018 в Донецке прошла выставка-ярмарка "Потенциал Донецкой народной республики-2018", ее организатор – "министерство промышленности и торговли ДНР". По информации местной прессы, там была продемонстрирована продукция более сотни предприятий из России, ЛНР и Беларуси.

Одна из целей выставки – "активизация делового сотрудничества" с иностранными инвесторами. Состав белорусской делегации полностью не раскрывается, но известно, что среди ее членов был Сергей Петров, официальный представитель Нижегородской области в Беларуси. Вполне вероятно, что Петров – один из тех, кто координирует неофициальные контакты между Беларусью и ДНР в промышленной сфере.

В сюжете новостей на донецким телеканале "Юнион" рассказали, что Торезский электротехнический завод (далее – ТЭТЗ) представил на выставке "совместный проект с одним из белорусских заводов". По словам директора ТЭТЗ Игоря Неваленого, речь идет о экскаваторе-погрузчике, снежный отвал (ковш) которого собран по чертежам белорусского разработчика. При этом он стоит как раз на фоне такой машины. Неваленый отмечает: вскоре планируется наладить выпуск мусоровозов "по аналогичной схеме".


В сюжете донецкого телеканала Сергей Петров говорит следующее:

"Я договорился с директором МАЗ, это бывший министр промышленности РБ, через соответствующие структуры могут поставлять шасси на ростовские фирмы и другие, а здесь собирать мусоровозы".

Примечательно, что Петров рассказывает это Александру Тимофееву (позывной "Ташкент"), который был "правой рукой" погибшего президента ДНР Захарченко. После взрыва в кафе "Сепар" он бежал в Россию.

Так почему вопросом поставок комплектующих МАЗ занимается представитель Нижегородской области в Беларуси? Кто из белорусов заинтересован в партнерстве с ДНР и как реагируют спецслужбы? За ответами мы отправились к Сергею Петрову.

В Донецк – через Ростов

Представительство Нижегородской области работает в Минске с 1999 года, находится в офисном здании в центре города и занимает две небольшие комнаты. Согласно уставу, в его полномочия входит координация торгово-экономической и культурно-гуманитарной деятельности предприятий, организаций и учреждений Нижегородской области в РБ.

О содействии торговле с третьей стороной речи нет. Отдельно подчеркивается, что представительство не выполняет политической функции и на него распространяется действие белорусского законодательства. В структуру посольства РФ оно не входит. Кстати, таких "региональных" российских офисов в Беларуси всего два – этот и Краснодарской области. Сергей Петров возглавляет представительство с 2010 года, подчиняется он непосредственно своему губернатору.

По словам Петрова, схема поставок белорусских товаров тяжелой промышленности в ДНР сформировалась в 2016 году.

"Официального сотрудничества между МАЗом и ДНР нет. Хотя, конечно, автомобили МАЗ имеют место там быть. Завод в Минске поставляет продукцию в московский Торговый дом МАЗ, потом ее приобретают компании в Ростове, а оттуда МАЗы попадают в Донецк. Насколько мне известно, сейчас в планах руководства ДНР на базе шасси МАЗ производить мусоровозы на Торезском электротехническом заводе", – рассказывает чиновник.

Причина номер один, по которой выбрали описанную схему – политика.

"В силу политических обстоятельств, белорусские предприятия не могут напрямую торговать с непризнанной республикой. В случае прямых поставок в ДНР Беларусь испортила бы отношения с Украиной, а МАЗ попал бы под санкции. Но частный российский бизнес имеет такое право. Естественно, МАЗ ничего не нарушает, когда продает свои изделия, например, в Ростов".

Петров вспоминает важную деталь: среди акционеров этих ростовских компаний, чаще всего, есть жители ДНР. Кроме того, он признает, что по подобной схеме с Донбассом работают Минский тракторный завод и Амкодор.
#1#
"Секрет полишинеля" и реакция спецслужб

"Не под запись" Петров демонстрирует нам оригинал письма из "министерства промышленности и торговли" ДНР. Это – запрос на очередную поставку продукции МАЗ. В верхнем левом углу документа стоит виза Петрова, из написанного успеваем разобрать слова "Катериничу… без указания ДНР". Сделать фото он не позволяет.

Дмитрий Катеринич – гендиректор МАЗ и экс-министр промышленности Беларуси. Вероятно, о специфической договоренности с ним Сергей Петров и говорил "Ташкенту" на выставке "Потенциал Донбасса" в августе.

"Лишнего сбыта не бывает. Если МАЗы идут на Россию (улыбается), Дмитрий Степанович очень это приветствует".

Мы попросили Петрова озвучить названия ростовских компаний. Позже он сообщил, что те "категорически отказались" беседовать с журналистами.

Спрашиваем, приходилось ли сталкиваться с отрицательной реакцией на торговлю с непризнанной республикой со стороны белорусских спецслужб.

"Да нет. Как представитель Нижегородской области я способствую выходу как государственных, так и частных белорусских компаний на рынки РФ и ДНР в том числе. Почему должен быть какой-то негатив? Это же не товары двойного назначения. Я не вижу никакого негатива касательно нашей работы".

На вопрос, знают ли власти в Минске о схеме торговли с Донецком, Петров говорит, что это такой себе "секрет полишинеля".

"Об этом все молчат"

На Торезском электротехническом заводе нас пообещали связать с коммерческим директором через час, но потом сообщили, что на данный момент "все руководство в командировках". Через некоторое время секретарь все же передала вопрос своему начальнику, однако тот от комментария отказался.

Заместитель коммерческого директора по реализации грузовой техники МАЗ Сергей Захаревич, курирующий поставки в Россию и Украину, в комментарии belsat.eu заявил, что о донецком направлении ему ничего не известно и среди официальных покупателей Торезский завод не фигурирует.

"МАЗ – производитель широкой гаммы техники, и, работая в рамках антимонопольного законодательства, мы не имеем обязанности отслеживать путь каждой отдельной единицы. Техника – товар подвижной, она может оказаться в любой части мира и использоваться там в тех или иных целях. В том числе, я не исключаю, что кто-то реализовывает ее в этом регионе".

В пресс-службе "министерства промышленности и торговли" ДНР нам подтвердили, что получают технику и комплектующие с МАЗ.

"Обычно об этом все молчат – и та сторона, и мы. Иначе будут санкции, мы же непризнанная республика. Даже в случае непрямых поставок – сразу санкции. Вопрос очень деликатный. Работаем, конечно, но молчим. И названия ростовских компаний вам никто не скажет – коммерческая тайна".

***

С 2004 года МАЗ имеет официального дилера в Украине – ООО "Авто-МАЗ" с представительствами в Киеве и Тернополе. На сегодняшний день предприятие – среди лидеров на украинском рынке грузовой техники. В 2017 году головная компания озвучивала план занять 23-25% на этом рынке. 

Примечательно, что свет увидели уже несколько совместных с Украиной проектов: например, налажено производство сельскохозяйственных самосвалов на базе шасси МАЗ. А Укргазбанк даже предложил кредиты на продукцию МАЗ с процентной ставкой от 10%, которую частично компенсирует Беларусь. Таким образом, сотрудничество МАЗ и его присутствие в Украине играет значительную роль в обеих экономиках.

***

Юрий Царик, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований предполагает, что в существовании такой схемы поставок через Россию нет ничего удивительного.

"Скорее всего, схема была инициирована и предложена именно российскими партнерами. Руководство МАЗ при этом может быть в курсе, что она действует.

Поставки непрямые и, с одной стороны, это позволяет Минску в дальнейшем эксплуатировать свой квазинейтральный политический статус в Донбассе, а с другой – иметь дополнительный рынок сбыта.

Это означает только одно: на МАЗе просчитали возможные риски и пришли к выводу, что выгода от схемы превышает потенциальные репутационные потери, посчитали такой риск приемлемым".

←Россиянки готовы к сотрудничеству. В Мстиславле прошло совместное заседание Союзов женщин Могилёвской и Тульской областей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика